Текстильные куклы. Летящая куколка пасхальная голубка Кукла пасхальная голубка значение

Здравствуйте, мои дорогие друзья!

Прошло совсем немного времени и мы снова вместе! Поводом для встречи послужил христианский праздник – Пасха.

Пасха - также - Воскресение Христово - древнейший христианский праздник, главный праздник христиан.

В семейном клубе «Рукодельница» мальчишки и девчонки с удовольствием готовились к Пасхе . Наши предки на Пасху обычно делали куклу. Она называется Пасхальная Голубка . Эта кукла не для игры, она вешалась под образа (иконы) в Красный угол. Пасхальная Голубка - яркая кукла красного цвета (получиланазвание от праздника “Пасха красная”) и напоминает голубя. Голубь в христианстве – символ Благой вести о Воскресении Христа.

Кукла необычная, с «прической». Сзади на голове у этой куклы есть типа кули.За нее кукла подвязывается и создается впечатление, что она летит. Это очень простая в изготовлении куколка.

Такую куколку вы сможете сделать самостоятельно или с помощью взрослых. Пасхальная Голубка, равно как и остальные куклы, не создаются в суете. Им нужна тишина и сосредоточенность на смысле и сути создаваемой куклы.

Что нам потребовалось для изготовления?

· Два квадрата 30х30 см ярко-красной ткани и еще один красный квадрат немного другого оттенка.

· Немного ваты или синтепона.

· Красные нитки.

В середину одного квадрата кладем вату и формируем голову, отделяем нитками шею. Затем этой же ниткой отделяем часть головы, формируя прическу куклы, и завязываем нитку на месте шеи, обрезаем нитку.

В треугольник, получившийся ниже головы, кладем вату и формируем грудь у куклы. Она по форме должна напоминать сердце. На месте талии завязываем красную нитку.

Пасхальная голубка своими руками

Куренкова Софья, 9 лет, воспитанница объединения «Родная старина» МКОУ ДОД Аннинского ДДТ
Руководитель: Фролова Ольга Игоревна, педагог дополнительного образования МКОУ ДОД Аннинского ДДТ

Мастер класс предназначен для детей и увлечённых педагогов.
Русскую народную тряпичную куклу «Пасхальная голубка» наши предки изготавливали на Пасху и дарили друг другу как символ любви ко всему на земле. Эта куколка яркая, лёгкая и простая в исполнении.
Инструменты и материалы.


- ножницы;
- цветная нить;
- лента;
- синтепон;

Треугольник и круг из цветной ткани;
- квадрат 25 на 25 см. белой ткани.

Изготовление

1. На середину белого квадрата кладём комочек набивочного материала. Формируем голову, перевязав нитками на месте шеи.




2. Формируем ручку: расправляем лоскуток с головой по диагонали, на изнаночной стороне подгибаем ткань уголочком на 1-1,5 см от края. Образовавшиеся два уголочка сворачивают, как на самолётик. Получившийся уголок складываем пополам сгибом внутрь. Нитками перематываем уголок на расстоянии 1-1,5 см от угла – это ладошка. То же проделываем со второй ручкой.


3. Внутрь заготовки вкладываем набивочный материал и формируем грудь. На месте талии перевязываем красной ниткой.




4. Цветной круг складываем в 4 раза и срезаем уголок в центре.


5. В получившийся разрез протаскиваем до талии туловище через ножки.


6. Приматываем юбку цветной нитью снизу.
7. Переворачиваем куколку и расправляем юбку.


8. На голову завязываем ленту-повойник.


9. Сверху надеваем платочек.


Пасхальная голубка готова!

Пасха дарит море света,
Ощущение тепла.
И Пасхальная голубка
Так прекрасна и легка!


В далекой древности календарный год восточных славян начинался с весны. Весна была такая долгожданная гостья, что встречали ее несколько раз. Цикл весенней обрядности разделялся на два важнейших периода. Первый, ранневесенний, начинался с Масленицы проводами зимы и кликанием весны, включал в себя период Великого Поста и продолжался до Пасхи. Второй,поздневесенний, завершался Троицей.

Сидоров В.М. Начало весны, 1999г.

Встреча весны и по сей день в некоторых русских деревнях связана с множеством обрядовых песен – закличек, подготовки и проведения пахоты и сева. Заклички Весенние заклички - заклинательные песни, сопровождавшие обряд кликанья весны. Подрробнее см.здесь http://www.ethnomuseum.ru/section62/2092/2089/4212.htm заключали в себе заклинательную функцию, должны были способствовать наступлению весны, приближению тепла и света, пробуждение природы и ее жизненных сил. Сроки наступления весны определялись по природным приметам – таянью снега, появлению первых проталин, вскрытию реки и началу ледохода, прилету птиц.


Куинджи А.И. Ранняя весна 1890-1895 гг.

После принятия Христианства весну стали закликать в определенные дни церковного календаря, получившие в связи с этим народные названия: на Евдокию - «плющиху» (14 марта), Герасима - «грачевника» (17 марта), Алексея «теплого» (30 марта), Благовещенье (7 апреля), но чаще всего – в Сороки, в день Сорока мучеников Севастийских (22 марта).Этот праздник совпадает с днем весеннего равноденствия.


Святых Сорок Мученников Севастийских

Ранние встречи весны всегда совпадают с Великим Постом Великий Пост в церкви представляется подготовкой к встрече праздника Пасхи, символизируя внутреннее духовное очищение и воскресение души верующего. Великий Пост состоит из Святой Четыредесятницы - 40 дней, посвященных памяти молитвенного поста Иисуса Христа во время его пребывания в пустыне, Лазаревой субботы (памяти воскрешения Христом Лазаря), Вербного воскресенья (Вход Господень в Иерусалим) и шести дней Страстной недели. Особое значение имели отдельные дни и недели Поста: Чистый понедельник на первой неделе, среда или четверг (Средокрестие) на четвертой, Крестопоклонной неделе, Вербное воскресенье, Чистый четверг на Страстной неделе. Обряды, приходившиеся на завершение поста, служили средством очищения и защиты окружающего пространства и человека от нечистой силы и знаменовали собой границу между периодом безвременья - Пост - и периодом возрождения и обновления жизни и природы - Пасха. Подробнее см.здесь http://www.ethnomuseum.ru/section62/2092/2089/4060.htm - семинедельным периодом воздержания, покаяния и молитвы в преддверии празднования Пасхи. Как только отшумело масленичное веселье, отзвенели колокольчики масленичных катаний, смолкли звонкие «масленские» песни, так и прекратились молодежные посиделки, гуляния, пение песен, игра на музыкальных инструментах ипотянулись долгие дни великого поста. В деревнях говели: постились, молились, по воскресениям ходили в сельский храм к исповеди и причастию. В большинстве русских сел строго соблюдался запрет на мирское пение в Великий Пост и единственным жанром музыкально – поэтического фольклора, который мог звучать в эти дни молитвы и покаяния, были духовные стихи или божественные песни, как их иногда называют в народе.

А как же весенние заклички? – спросите Вы.Весенние заклички не считались песнями,ведь их не пели, а кричали, гукали, кликали.Одни заклички отрывистые как щебетание первых пригревшихся птиц. Другие – напевные как течение талой воды, два голоса как переплетение холодных струй. В мелодиях преобладает восхождение. Строчки заканчиваются гуканием – высоким зовущим «Гу-у!». В некоторых песнях открытое подражание голосам птиц. Кричали заклички девушки и замужние женщины молодухи, в некоторых местах дети. Во время закличек старались забраться повыше, чтобы голос разносился подальше.


Духанина А. Русский Север. Закликание весны.

Приход весны старались изобразить. На Евдокию - «плющиху» в некоторых деревнях средней полосы России приходились первые весенние заклички, по этому случаю делали соломенного коня – символ Солнца – и прикрепляли под коньками крыш. У древних славян этот день был известен как Овсень Малый – бог труда. Поэтому существовала пословица: Пришли Евдокеи – мужику затеи: соху точить, борону чинить.


Соломенный конь. (из книги «Русские обряды и традиции» Котова И.Н.)

Праздник Герасима – Грачевника Праздник Герасима – Грачевника (17марта) по церковному календарю день памяти преподобного Герасима из Ликии (V век) и преподобного Герасима - первого Вологодского чудотворца (XII век). Подробнее см.здесь http://www.ethnomuseum.ru/section62/2092/2089/4216.htm в центральной России совпадал со временем прилета грачей - первого признака весны. В народе говорили: "Увидел грача - весну встречай". Чтобы ускорить наступление тепла, в день Герасима пекли из ржаного кислого теста птичек - "грачей". Если в этот день на пахоте находили грачиное перо, его пеленали в тряпочку, как куклу, и перетягивали поясом. Такой амулет носили за подкладкой шапки, считалось, что он обеспечит своему владельцу покровительство в сельскохозяйственных работах.

Соломенный конь и «ржаные грачи» встречаются не везде, зато повсеместно на весенние заклички выпекались птички – жаворонки. Считалось, что жаворонки первыми возвращаются из-за моря, ведя за собой сорок птиц, несущих весну на своих крыльях.


Белокрылые жаворонки

В Сороки, а на Русском Севере также на Благовещение, хозяйки обычно выпекали из теста птичек – жаворонков, с которыми дети, а иногда молодежь или женщины, выходили зазывать птиц и весну:

Жаворонки, прилетите,
студену зиму унесите,
Теплу весну принесите:
Зима нам надоела,
Весь хлеб у нас поела!

«Жаворонков» развешивали и раскладывали на возвышенных местах, подкидывали в воздух, оставляли на проталинах, имитируя прилет настоящих жаворонков или куликов.

В эти же дни выпускали на свободу пойманных еще по осени птиц. А вместо них дома вешали специально сделанную тряпичную птичку, также тряпичных птиц развешивали на ветвях деревьев под весенние заклички. Из чего только не делали птиц на Руси! Из тряпочек, соломы, дерева, дранок (тонких щепочек), теста. Птичек украшали цветами, зернышками, перевязывали ленточками.

Птичка. Автор И.Гаркавенко

На Сороки и Благовещенье делались куклы – Мартинички маленькие нитяные куколки . Название они свое получили от марта месяца, в котором отмечались Сороки и Благовещенье. Мартиничков вязали парами : из белых ниток – символ уходящей зимы и из красных - символ весны и жаркого солнца.

Мартиничек девушки развешивали на деревьях, где их раскачивал весенний ветер, в иных местах дети привязывали их к длинным шестам вместе с жавороками. И размахивая шестами, они бегали по деревне и закликали весну:

«Запускание жаворонков»

Но хлеб, с которым призывали весну, не обязательно имел вид птицы, в некоторых местах весну угощали караваем или пирогами. Важная роль хлеба в обрядности встречи весны сохранилась с тех давних пор, когда он являлся жертвой - угощением земле, весне или стихиям (морозу), благодаря которой земледельцы надеялись заручиться поддержкой и благосклонностью высших сил.
Особую роль в весенних ритуалах играливода и огонь, как символы пробуждения и очищения природы, поэтому обряды, посвященные встрече весны, часто имели четкую локальную привязку: берега рек, озер, около источников - и сопровождались разжиганием костров.

Кульминацией цикла весенней обрядности были Пасхальные праздники.


Пимоненко Н. Пасха в Малороссии

От Пасхи или от календарно близкого к ней Егорьева дня Егорьев день - народное название церковного праздника в честь великомученика Георгия. День памяти святого празднуется дважды: зимний в декабре, весенний в мае. В народном представлении св.Георгий - змееборец, воин, хозяин земли и покровитель скота. В день «Весенненго Егория»первый раз выгоняли скот на пастбище; к нему приурочивали позднюю пахоту и яровой сев; посадку некоторых огородных культур; найм работников. Пограничный характер этой даты предопределил большое количество ритуальных действий, осуществляя которые, крестьяне старались заручиться поддержкой вышних сил на весь хозяйственный сезон. начинался второй период весенней обрядности. С этого момента начинается важнейший для русского крестьянина календарный период. С этого времени весна вступала в свои права. Чтобы помочь весне придти, земле пробудиться от зимнего сна, и усилить вегетацию всходов, начиная с Пасхальной недели, устраивались хороводы, качели, игры с пасхальными яйцами и тому подобное, превратившиеся в 19 веке в молодежные и детские развлечения.

За неделю до Пасхи делали куколку - Пасхальную голубку , часто их делали несколько и развешивали по избе, также обязательно вешали в красном углу. Голова и руки должны были быть обязательно из красного лоскута.


Пасхальная голубка. Автор И. Гаркавенко

Кликание весны в этот период происходило иначе, чем во время поста. Веснянки и заклички пелись девушками в хороводе во время пасхальных гуляний или в первое воскресенье после Пасхи на Красную горку Красная горка - первое воскресенье после Пасхи В православной традиции праздник посвящался воспоминанию явления Христа апостолу Фоме на восьмой день после воскресения. В народе со времен древней Руси был праздником начала весны - с кострами, девичьими хороводами, ярмарками невест, обрядами закликания весны. Считался преимущественно девичьим праздником. . Красная горка – это гуляния деревенской молодежи до утра с песнями и хороводами, встреча на горе первых лучей восходящего солнца, выбор невест. Сопровождавшие хоровод весенние лирические песни, изобиловали брачной тематикой, отличались приподнятым, радостным настроением.


Красная горка в селе Усть – Цильма

На пятидесятый день после Пасхи наступала Троица - великий праздник православного календаря, когда чествуется Святая Троица - Бог Отец, Бог Сын, Бог Святой Дух.

Святая Троица

На Троицу наложился языческий праздник Семик или как его называли еще - Зеленые Святки. Он знаменовал окончание весны и предвестие лета и праздновался за три дня до Троицы, открывая комплекс Троицких празднеств. В русском поэтическом творчестве Троица обыкновенно выступала в паре с Семиком:

У нас в году два праздника:
Семик да Троица,
Ай, лилё, да лилё,
Семик да Троица

Зеленые Святки своей эстетикой, театрализованными постановками не уступают зимним Святкам, ибо они отражают тождественные явления - летний и зимний солнцеворот. Период зелёных святок был насыщен обрядовыми действиями, направленными на хозяйственную деятельность человека, и прежде всего на такие важные ее сферы, как земледелие и скотоводство.

А. Грачев. Семик, или Гулянья в Марьиной роще. 1845

Семицкий обрядовый комплекс был пронизан переходной символикой, ибо он отмечал переход весны к лету. Главная функциональная роль на Семик отводилась молодежи, социальный статус которой также определялся как переходный; подобное состояние молодежи, особенно девушек, сопоставимо с состоянием природы поздней весной - природы расцветающей, но еще не плодоносящей.

В народной традиции на Троицу славили цветущую растительность. Поэтомусимволом праздника, главным атрибутом многих обрядовых действий была береза. На растущих березах обычно " авивали" ветви,переплетая их друг с другом, с травой, цветами, лентами, полотенцами.

Вью, вью я венок!
Завивайся берёзонька
Вью, вью я венок!
Завивайся кудрявая
Вью, вью я венок!
Мы покумимся кумушка
Вью, вью я венок!
Поцелуемся голубушка
Вью, вью я венок!

В некоторых местах березы срубали накануне праздника, украшали, рядили в девичью или женскую одежду и вносили в поселения, в дома, совершали с ними обходы засеянных полей, лугов, деревень, изб.

На заключительном этапе празднования Троицы совершались проводные обряды: отпевание, потопление, сжигание троицкой березки.

Помимо этого повсеместно свежей зеленью украшали поселки, церкви, дома и хозяйственные постройки; а головы людей, а местами и животных венчали, как правило, зеленые венки.


Троицкие гуляния в Омской области

Рассмотрим подробнее обряды троицко - семицкого комплекса, которые связаны с изготовлением кукол - это крещение и похороны кукушки и похороны Костромы.

Крещение и похороны кукушки - девичий и женский обряд весенне-летнего цикла, представляющий собой вариант троицкого кумления. Кумление – это обычай установления особых отношений духовного родства между представительницами женского пола на определенное время. Основа кумления - клятвенное обещание дружбы и взаимопомощи, подкрепленное обменом поцелуями, подарками, личными вещами.

Обряд «кукушечка» относится к аграрно-магическим девичьим и женским обрядам. В центре этого обряда был ритуальный предмет, который так и назывался «кукушка» -травяная или тряпичная кукла в виде женской фигуры, реже птицы или украшенного деревца.

Кукушку в народе называли вдовушкой или беззаботной матерью, что бросила свое дитя, стала беспамятлива. «Кукушка кукует – горе вещует» - говорили так, когда слышали голос кукушки. А услышав впервые по весне ее кукование, крестились, дабы оградить себя от кукушкиной доли. Никакой деревенской девушке не хотелось кукушкиной участи – остаться без своего гнезда и мыкаться всю жизнь.


Чтобы избежать этого на Троицу ладили свою кукушку, птицу-куклу. В основе «кукушечки» обычно был растительный материал: трава "кукушкин цвет" («кукушкины слезы»); цветок ириса, ветви берез, солома. Количество используемых для изготовления "кукушки" травинок должно было быть четным. В ряде мест фигуру делали из пестрого платка, кусочков материи. Куклу обязательно обряжали в яркие лоскуты и кружево, в одежду, снятую с одной из девочек-участниц, в специально сшитое платье. Последнее соответствовало девичьему наряду, бытовавшему в данной местности, непременными элементами были крест и украшения - ленты, бусы, косники; цветовая гамма костюма - розово-красная.

Кукушечка (из книги «Русские обряды и традиции» Котова И.Н.)

Обряд сопровождался похоронным шествием, оплакиванием кукушки, кумлением девушек, гаданиями и ритуальной трапезой. Основными участницами обрядового действия были молодые девушки 10-16 лет, иногда к ним присоединялись женщины, бывшие замужем не более одного года и не имевшие детей, присутствие которых в некоторых традициях считалось обязательным. В образе кукушки,также как и в образе троицкой березки, видят одно из воплощений женского божества, которое наделяет женщин, обратившихся к нему, душами-зародышами будущих детей.

Руководила ходом обряда пожилая женщина, нередко вдова. Характерной чертой обряда было шествие девушек и молодок с наряженной кукушкой по деревне. Хождение сопровождалось песнями

Во время обхода деревни собирали деньги на трапезу или с каждого жителя по яичку. Также как и другие женские обряды троицко-семицкого цикла "крещение и похороны кукушки" сопровождались обязательной ритуальной трапезой с непременной яичницей, молодежными гуляньями. Повсеместно в них участвовали парни и мужчины.

В ходе шествия кукушку обычно переносили в лес, в поле, к реке, на кладбище. Там её «крестили», чтобы она не наделала бед в жизни деревенских девушек, чтобы не накуковала одиночества. При "крещении" на кукушку вешали крест, совершали над ней троекратное крестное знамение, сами кумились с ней, окунали ее в воду, наподобие омовения при христианском крещении. Затем кукушку прятали (хоронили) на скрещенных ветвях берез или в траве:

Кукушечка-рябушечка!
Окстись! Окстись!
На все стороны,
На Божий свет!
Окстись! Окстись!

Иногда копали ямку, устилали ее лоскутками и там закапывали кукушку с песнями:

По окончании весенних праздников девушки отправлялись "смотреть" кукушку. Ее снимали с дерева, выкапывали из земли, разряжали или укладывали ее на березовый венок и этот венок несли к реке, опускали в воду кукушку с прощальной песней:

Прощай, прощай, кукушечка,
Прощай, прощай, рябушечка,

До новых до берез,
До красной до зари
До новой до травы

Это и означало прекращение установленных в ходе кумления отношений.

Троицко – семицкие праздники завершал обряд проводов весны - похорон Костромы. В фольклорных текстах термин "весна" часто использовался как эпитет Костромы: весна – Кострома. В Саратовской губернии считали, чтов лице Костромы провожают весну:

"Костромушку да наряжали,
Девки весну провожали.
Пройдет весна, да Троица
Все забавы скроются".

Исследователи обряда связывают его с символикой весны, весеннего возрождение сил природы; с магическими ритуалами, направленными на получение урожая, гдеКострома представляет собой символ плодородия.

Кострому могли изображать парень или девушка, часто это было чучело.


Фото Нистратова В. Похороны Костромы

Делали его из связанного соломенного снопа, который и обряжали. Характерной чертой наряда Костромы, человека или куклы, было полное или частичное украшение его зеленью и цветами. Кострому - чучело или человека, лежащего неподвижно, - под пение песен с поклонами укладывали в "гроб" - на носилки, доску или в корыто - и несли к реке или в лес.


Гравюра, конец XVIII века

Шествие, как правило, представляло собой инсценированную похоронную процессию.Обряд завершался ритуальным разорением и потоплением соломенного чучела, насильственным купанием ряженых, изображавших Кострому, оставлением "гроба" с Костромой в лесу. Перед уничтожением с чучела обычно снимали предметы его убранства. Заключительная часть обрядового действа сопровождалась безудержным весельем, совместным купанием, играми.

Согласно народной традиции граница между весной и летом была очень зыбкая, однако жители деревни в большинстве своемсвязывали начало лета с приходом/окончанием Троицы. Во многих местах России к Троице заканчивались все весенние сельскохозяйственные работы. С завершением троицко - семицких праздников начиналась летняя тяжелая работа, от которой зависела вся судьба крестьянского рода на весь предстоящий год.

Задание для самостоятельной работы к теме Куклы весенних обрядов

Сейчас мы с вами будем делать весеннюю птичку. В каждой деревне делали птичек по - разному. И я предлагаю вам два варианта: традиционный и осовременненый. Вы можете сделать обе птички, а можете выбрать какую - то из них.

Вариант первый

1-3. Берем квадратный лоскут ткани 7- 9 см. Складываем сначала его треугольником. Затем кладем острым углом вниз, края загнем – получится ромб.

4-5. Еще раз загибаем углы ромба в центр. Складываем фигурку пополам.

6. Ниткой несколькими витками перематываем острый конец треугольника – вот и клювик птички. Нитку затягиваем, но не обрываем.

7. Расправляем ткань. Вкладываем внутрь небольшой кусочек ветоши (синтепона, ваты). Заранее его лучше сформировать в шарик. Обматываем и закрепляем петлей, нить не обрываем.

8. Распрямляем уголки ткани наружу – получается голова птички и расправленные крылья. Снова вкладываем внутрь ткани немного ветоши. Вот и тело птички.

9. Проводим нить вдоль тела птицы и обматываем двумя витками хвостик, после проходим к голове птички наискосок, проведя нить вдоль шеи, возвращаемся к хвосту - получается крест на спине птички. Нитью стягиваем каждое крыло. Для этого той же нитью ведем от хвоста вокруг крыла, обматывая его, проводим нить вдоль хвоста и обматываем второе крыло. Закрепляем петлей на хвосте. Вот и получилась у нас птичка!

(мастер – класс взят из книги Натальи Догаевой и Елены Берстеневой «Кукольный сундучок»)

Вариант второй. Современная версия

1. Возьмём квадрат ткани или салфетки со стороной от 10 до 20 см (чем меньше квадрат, тем меньше птичка), полоску ткани для крыльев шириной 4 см, крепкие нитки для перевязки и синтепона с напёрсток.

2. Складываем квадрат по диагонали и для оформления клюва птичке перевязываем уголок примерно 1 см. Нитку не отрываем - всё перевязываем одной ниткой.

3. Помещаем под клюв синтепон, округляем тканью и фиксируем голову.

4. Оформляем крыло, присобрав его к шее, фиксируем ниткой.

5. Полоску для крыльев сужаем к центру.

6. Края крыльев разрезаем и оформляем (лучше зигзаг-ножницами). При оформлении крыльев с углов закрепляем крестообразно через шею, или другой вариант: крылья закрепляем отдельно. Хвост также надрезаем.

7. Крылья привязываем и сверху скрепляем крестообразно с телом птички.

Если птичку поместить на уровне лица ребёнка, он сможет своим направленным дыханием (подуть) приводить птичку в движение и даже вращать её в разные стороны

Этот мастер-класс и фото - из блога Зои Пинигиной .

См.здесь http://pinigina.livejournal.com/65240.html


Пасхальная голубка – интересная простая кукла. Делали такую куколку к празднику Пасха, ставили в красный угол и хранили целый год.

Отличительной особенностью этой куклы является узелок на голове. Куколку эту делали из красных тканей разных оттенков, можно взять и ткани с рисунками, но желательно тоже красные.

К куколке делали подвес и она как бы летала по дому.

Пасхальную голубку можно сделать для себя или в подарок друзьям и знакомым с пожеланиями счастья, добра и любви.

Наш мастер-класс рассчитан для куклы достаточно маленькой. Если вы делаете с детьми, то им проще скрутить более крупную куклу – увеличьте размеры лоскутов.

Мастер-класс.

Мы сделали куклу Пасхальная голубка маленькой – 7 см. Все размеры лоскутов указаны именно для такой куколки.

Вам потребуются следующие материалы:

  • Лоскут красной ткани 10х10см – для тела голубки
  • Два круга диаметром 8 и 10 см — для юбки куклы. Можно взять ткань различных красных оттенков.
  • Вата или другая набивка
  • Нитки для завязывания
  • Ножницы.

Сначала сделаем узелок на голове Пасхальной голубки. Для этого возьмите квадрат красной ткани. Скатайте совсем маленький шарик из ваты.

Положите шарик в центр ткани и немного сдвиньте его к одному из углов квадрата.

Заверните угол вперед и сделайте узелок, обвязав его нитью. Концы нитки оставьте подлиннее.

Делаем голову для куклы. Кусок ваты скатайте рулончиком, желательно поплотнее. Вложите в центр лоскута, так чтобы узелок оказался на затылке куклы.

Сложите ткань, обернув рулончик из ваты. Постарайтесь, чтобы лицо куклы получилось ровным.

Нитками, оставшимися от завязывания узелка, обвяжите голову Пасхальной голубки. Нитки не обрезайте.

Делаем руки Пасхальной голубки из противоположных углов квадрата. Уголок немного подверните внутрь.

Затем сверните стороны к центру, как в бумажном самолетике, чтобы получился острый угол.

Согните ткань еще раз пополам по центральной оси и обвяжите ниткой.

Сделайте так же вторую руку Пасхальной голубки.

Нитками, оставшимися от завязывания головы народной куклы сделайте крестик на груди, обмотайте на талии и завяжите узел сзади Пасхальной голубки. Здесь можно концы квадрата завернуть к голове, спрятав их.

Делаем юбку для народной куклы Пасхальная голубка. Соедините два круга юбки, как показано на фотографии. Положите их один на другой, чтобы центры кругов совпадали.

Сложите круги в 4 раза (пополам и еще раз пополам). Сделайте небольшой надрез по центру крестиком.

Одевать юбочки на куклу лучше поочереди. Сначала продеваем круг ткани меньшего диаметра и обвязываем ниткой.

Мини – проект «Пасхальная голубка»

Место проведения: Красногорский дом творчества

Возраст детей: 9 лет

Дата проведения: апрель 2016 г.

Тип проекта: творческая мастерская.

Вид: обучающий, краткосрочный.

Раздел: художественный труд: работа с материалом, вышивка атласными лентами.

Цель: развитие и укрепление интереса к культуре славянских народов,

аккуратности.

Задачи:

Обучающие: дать обзор народных традиций, праздников, обрядов; показать, что народные традиции, как средство духовно-нравственного воспитания школьников, соединяют патриотические чувства и личные переживания; показать, какое наследство оставили нам предки.

Развивающие: развивать познавательные способности воспитанников, коммуникативные и информационные компетентности; раскрывать творческий потенциал.

Воспитательные: способствовать становлению мировоззренческой позиции воспитанников; воспитывать чувство патриотизма и гордости за страну и ее народ;

развивать навыки связной речи, умение слушать; воспитывать патриотические чувства: любовь к Родине, интерес к народным традициям страны, своей семьи.

Основные приёмы и методы работы:

Словесные : рассказ, объяснение, беседа.

Демонстрация: изучаемых объектов, приёмов работы.

Практическая работа: по изготовлению объекта труда.

Индуктивные и дедуктивные: анализ и синтез, сравнение и аналогия, абстрагирование и обобщение.

Дидактические задачи: приобретение знаний, формирование умений и навыков, использование знаний на практике.

Оборудование:

ножницы; наполнитель, нитки; тесьма, ткань из расчёта на одного человека:

красная: 3 квадрата 25 Х 25 (туловище, юбка)

прямоугольник 5 Х 10 (передник), атласная лента, иголка для вышивания лентами

Характеристика воспитанников:

Возраст: 9,10 лет, 11, 12 лет

Год обучения: 1,2

Оформление: Выставка детских поделок.

1. Организационная часть: приглашение «хозяйки в горницу»

2. Вводная часть:

Сегодня я пригласила вас, красные девицы, чтобы рассказать и научить многому интересному.

2 презентация проекта: Слайды

Слайд 2

Ребята, давайте поговорим о наступающем празднике Пасхе. Что вы знаете о нём? (ответы)

Один из самых больших праздников - ЭТО ПАСХА. Люди верят, что именно в этот день воскрес Иисус Христос. С этого момента каждый год все христиане в мире отмечают отмечают Светлое Христово Воскресенье.

« Пасха – праздник Светлого Христова Воскресения»

Пасха является одним из важнейших церковных праздников. Слово «пасха» означает «избавление» или «прохождение» и пришло к нам из древнегреческого языка.

Светлой Пасхе предшествует Великий Пост , который является самым строгим из всех постов. Великий Пост не является диетой, как думают многие. Цель любого поста , в том числе и Великого - сделать человека сильнее, мудрее и свободнее, освободить его от рабства своих желаний.

Всю неделю , предшествующую этому дню, принято называть Великой , или Страстной . Особо выделяют последние дни Страстной недели: Великий Четверг – как день духовного очищения, принятия таинства, Страстная Пятница – как еще одно напоминание о страданиях Иисуса Христа, Великая Суббота – день печали, и, наконец, Светлое Воскресение Христово.

Среди пасхальных традиций – окрашивание яиц, выпечка куличей и творожных пасх.

Начиная с Чистого Четверга, христиане готовятся к праздничному столу, красят и расписывают яйца. По древней традиции «крашенки», появление которых, по преданию, связано с Марией Магдаленой, укладывают на свежую проросшую зелень овса, пшеницы, а иногда на нежнозеленые крошечные листочки кресс-салата, которые специально заранее проращивались для праздника и, как и столетия назад, дарят друг другу со словами: "Христос Воскресе! - Воистину Воскресе!"

Проблема: Какой же сувенир можно подарить или обменяться? Такого изделия, которое мы будем делать, здесь нет. Узнайте это с моего небольшого рассказа.

Слайд3

Самые ранние игрушки, обнаруженные в нашей стране, относятся ко второму тысячелетию до н. э. Самой распространенной среди игрушек всегда была кукла.

Первые авторские игрушки, сделанные на заказ московскими умельцами из Оружейной палаты, появились в 17-18 веках. А в 1918 году был издан указ о создании в Москве Музея игрушки, и куклы заняли в нём достойное место.

Традиционной игрушкой в быту русской деревни даже в самых бедных крестьянских семьях с давних времен была тряпичная кукла. В иных домах их до ста штук накапливалось.

У тряпичных кукол лицо не изображалось. Это связано с древними представлениями, с ролью игрушки в прошлом, как магического предмета.

Слайд 4:

Виды кукол:

Оберег. Оберег – амулет или волшебное заклинание, спасающее человека от различных опасностей а так же предмет, на который заклинание наговорено и который носят на теле в качестве талисмана. На Руси куклы – обереги делали из подручного материала. Кукла « Крупеника » приманивала достаток. Если над кроватью младенца висела кукла « Куватка », то она отгоняла злую силу. Кукольные платья также шили со смыслом. Кукла – полено оберег для семьи. Характерной чертой славянских кукол является, то что они безлики.

9 Обрядовые куклы. Богата земля русская обрядами, участников которыми бывают куклы. Обрядовых кукол почитали и ставили в избе, в красный угол. Они имели ритуальное назначение. Считалась раньше что, если в доме есть сделанная своими руками кукла « Плодородие «, то будет достаток и урожай в семье.Кукла « Купавка « - это обрядовая кукла одного дня. Она олицетворяла собой начало купаний. Её сплавляли по воде, тесемки, привязанные к её рукам, забирали с собой людские болезни и невзгоды – такое значение придавалось очистительной силе воде. Зольная кукла – дарилась молодым на свадьбе. Это древний символ продолжения рода. Кукла « Кузьма и Дамьян « изготовлялись из лечебных трав.

10 Игровые куклы. Игровые куклы, предназначались для забавы детям. К игровым свернутым куклам относят – закрутки, которые изготовлялись очень просто. Наиболее ранняя среди игровых традиционных тряпичных кукол в России была « полено «. Наиболее простой игровой куклой считается « Барыня «. Сложная кукла представляла собой простейшее изображение женской фигуры.

Как вы думаете, вот такие тряпичные куклы могут быть сувениром для обмена?

Слайд 5

1.У наших предков было много различных обрядовых кукол, но самые красивые всегда были пасхальные куклы. Одной из таких является куклы веснянки .

Весёлые, задорные куколки с волосами необычного цвета. Такие куколки делали в подарок с пожеланиями всегда быть красивыми, обаятельными и жизнерадостными.

2.Кукла: птица – радость. Эту нарядную куклу делали на весенний праздник Сороки (день весеннего равновесия) для заклинания весны

3. Колокольчик: Эта куколка актуальна во все времена года. Она весёлая, задорная. Даря колокольчик, человек желает своему другу получать только хорошие известия, поддерживает в нём радостное и весёлое настроение.

4. Кукла – пасха, куколка на пасхальное яичко. Такие куколки делали на пасху и использовали как подарок. Куколка на пасхальное яичко хорошо стоит благодаря конструкции, куда вставляли яичко.

Слайд 5

Музей в Москве.

Физкультминутка

3 Практическая часть.

Правила техники безопасности работы с ножницами, иголкой.

._ Планирование работы:

Как вы думаете, вот такие тряпичные куклы могут быть сувениром для обмена?

Итак, тема нашего занятия изготовление пасхальной куклы голубки

Слайд 6.

Пасхальная голубка.
Эта кукла не для игры, она вешалась под образа в Красный угол. Пасхальная голубка - яркая кукла красного цвета (от названия праздника «Пасха красная») и напоминает голубя. Голубь в христианстве – символ Благой вести о Воскресении Христа.

Слайд 7

Для изготовления нужно взять 3 квадрата красного ситца. Размер квадратов 25х25. Немного наполнителя, красные нитки, ножницы.

В середину красного квадрата вкладываем наполнитель и формируем голову. На месте шеи перевязываем.

Слайд 9

Из двух оставшихся квадратов вырезаем круги для юбки. Складываем их в 4 раза и срезаем углы и серединку.

Слайд10

В получившееся в центре отверстие (обоих лоскутков) протаскиваем до талии туловище. Привязываем юбки снизу.

Слайд 11

Переворачиваем куколку. Расправляем юбки.

Слайд 12

Оформляем головку (платок, повязка).
Украшаем куклу передником.

6.Итог:

  1. Выставка и обсуждение работ.
  2. Чему научились.
  3. Уборка рабочего места.

Что вам понравилось на занятии?

На каком этапе выполнения вам встретились трудности?

Что вы узнали, выполняя работу?

Где вы можете применить новую изученную технологию?

7. Рефлексия:

Что узнали?

Где можно применить?