Открытое занятие о дружбе и друзьях в старшей группе. Этическое занятие "секреты дружбы" Занятие для старшей группы секреты дружбы

Конспект занятия: «Ознакомление с окружающим миром»

Тема: « О дружбе и друзьях!

Цель: Цель: обобщить знания детей о дружбе, воспитывать доброжелательное отношение к людям, формировать положительные дружеские взаимоотношения со сверстниками, побуждать их к добрым поступкам. Развивать добрые чувства, эмоциональную отзывчивость, умение различать настроение. Формировать правила культурного поведения со сверстниками. Учить оценивать поступки с позиции нравственных представлений.

Задачи:
«Социализация». Познакомить детей с секретами (правилами) дружеских отношений, формировать умение понимать и оценивать чувства и поступки других, формировать положительное взаимоотношение между дошкольниками, взаимовыручку, закреплять умение участвовать в совместной игре.
«Чтение художественной литературы». Закреплять знания пословиц и стихов о дружбе.
«Коммуникация». Обогащать словарный запас вежливыми словами, формировать опыт вести короткие диалоги в ситуациях творческого и игрового общения; побуждать использовать в речи фольклор музыки.
«Физическая культура». Закреплять умение выполнять движения в соответствии с текстом во время динамических пауз.
«Музыка». Развитие у детей интереса к музыке, музыкальной отзывчивости, развивать эмоциональное восприятие.
«Художественное Творчество». рисования цветными карандашами, формировать опыт рисования разного настроения людей.

Материалы: «Дерево Дружбы», запись песни В. Шаинского «Улыбка» 1 куплет, карточки с изображением фрагментов дружбы.

Предварительная работа : Чтение и обсуждение рассказов о дружбе, - обсуждение различных ситуаций о дружбе;
- прослушивание песен по теме;
- повторение пословиц о дружбе, работа над смыслом пословиц;
- сценка «Ничего тебе не дам».
разучивание коммуникативной игры «Я начну, а ты продолжи»

Ход занятия:
Занятие проходит в групповой комнате.

Воспитатель: Ребята! Я приглашаю вас в наш «круг радости», для того, чтобы вы весело поприветствовали друг друга и подняли друг другу настроение, а сейчас посмотрите Гости к нам пришли сегодня, к ним сейчас вы повернитесь, дружно здравствуйте скажите,

Дети: «Доброе утро! Мы очень рады вас видеть!»

Ребята, для радости у нас есть причина: здесь собрались настоящие друзья. Возьмитесь за руки и вместе скажем: «Здравствуй, друг, вот и я! Мы -хорошие друзья!»

Воспитатель: послушайте внимательно слова, которые я вам сейчас буду называть: «Друг, подружка, дружить, дружно, подружились». Что вы заметили, и что можно сказать?» Да, сегодня мы будем говорить о дружбе.

Что же такое « дружба» ?

Это что-то такое красивое, теплое, ласковое, большое, радостное. Это когда ребята все вместе, все играют, это когда мальчики не обижают девочек». Тогда давайте для начала мы с вами поучимся действовать вместе, сообща. Потому, что если мы вместе, нам все под силу, мы все сможем.

Дружат взрослые и дети,

Дружат птицы меж собой.

Дружат змейки под горой.

Дружат зайки на лужайке,

Мишки, волки дружат в стайке.

Дружат рыбы под водой.

Ты со мной и я с тобой! (Обнять стоящего рядом)

Дружить должны все на свете и звери и птицы и дети!

Но у дружбы есть свои секреты. Вам предстоит их разгадать. Готовы?

Воспитатель: Посмотрите ребята сейчас вы обняли друг друга. Именно вы, друзья будите помогать друг другу разгадывать секреты дружбы.

Давайте сядем на ковер и немного поговорим.

Как вы представляете друга? Каким должен быть друг? (ответы 2-3) Молодцы! А сейчас я предлагаю вам поиграть:

«Игра я начну, а ты продолжи»

Нет друга- ищи, а нашел (береги)

Один за всех и (все за одного)

Кто любит врать, того (нельзя в друзья брать)

Друзья познаются (в беде)

Старый друг (лучше новых двух)

Помогай другу везде (не оставляй его в беде)

Воспитатель: (Раздается стук в дверь) Смотрите прислали нам конверт. Давайте откроем и посмотрим? Какой красивый конверт, а что же в нем,(открываем), письмо, что-то написано? Смотрите в нем написано ПРИГЛАШЕНИЕ и нарисовано красивое дерево в цветах:

«А у ваших у ворот дружбы дерево растет.

Налетел вдруг ветерок и унес он лепесток.

Стало дерево скучать, друзей, подружек поджидать , и еще что-то написано?

(читаем задание идти по стрелочкам в страну где живет дерево дружбы и помочь ему, собрать листочки, которые разнес ветерок, на каждом листочке написан номер секрета дружбы, а если мы отгадаем секрет, то на дереве расцветут цветы). А что бы нам веселей было отправится в путешествие я включу музыку. В ПУТЬ!! ! (Идем змейкой по стрелочками с имитацией транспорта).

Давайте поищем листочки и вернем их на дерево, а эти листочки расскажут нам какие есть секреты дружбы! Собираем листочки и крепим на дерево по одному!)

Воспитатель: посмотрите, каким веселым стало наше Дерево дружбы! Сейчас мы будем разгадывать секреты дружбы и каждый разгаданный секрет подарит дереву красивый цветок. И наше дерево дружбы будет не только веселым, но и цветущим.

Хотите узнать первый секрет дружбы? Тогда послушайте куплет детской песенки (Звучит куплет песенки Шаинского «От улыбки»)

Скажите. Так с чего начинается «Дружба?» (Ответы детей)

Правильно, с улыбки. Посмотрите, как легко и быстро вы разгадали 1-й секрет.

А с каким человеком приятно общаться и дружить, с тем который хмурый и злой, или с тем, который улыбается? (ответы)

Правильно.

Поэтому давайте улыбнемся всем и назовем наш первый секрет как? (Улыбка)

А вот и первый цветок. Посмотрите какой он красивый. Давайте подарим его нашему дереву.

Прежде чем мы узнаем следующий секрет, давайте присядем на стульчики и посмотрим небольшую сценку, которую нам очень хотят показать дети:

1 ребенок:

У меня машина есть и новый мяч! Я держу свои игрушки и твержу «Мое, мое!

2 ребенок

Есть кукла у меня покатай на машине, хочешь дам тебе посуду?

1 ребенок

Не хочу! Не буду! Отойди не приставай!

3 ребенок

У меня есть трактор , Хочешь мы построим дом?

1 ребенок

Отойди не приставай! Я играю ими сам!

ВСЕ дети:

Сам, так сам!!

Друг такой не нужен нам (отворачиваются и уходят)

Воспитатель: Ребята, есть у Матвея все игрушки. Отчего ж скучает он? Нет товарища ни одного!

Почему Матвей остался один?

Значит 2-ой секрет дружбы такой: друзья не жадничают и не вредничают и назовем мы его «Доброта».

Вот и еще один секрет разгадан. И на дереве расцветет еще один красивый цветок.А теперь прежде, чем мы узнаем другой секрет, давайте встанем на ноги и немного разомнемся:

Физминутка: на 7-ой минуте

Никогда не стой на месте, а шагай с друзьями вместе

Кто в друзьях не ошибется

Никогда не ушибется,

Ну а если упадет,

Снова встанет и пойдет!

Воспитатель:

Ребята, я хочу узнать, как вы понимаете выражение «Вместе тесно, а врозь скучно »? (читаем стихотворение А.Кузнецовой «Подружки)

Мы поссорились с подругой

И уселись по углам.

Очень скучно друг без друга!

Помириться нужно нам.

Я ее не обижала,

Только мишку подержала,

Только с мишкой убежала

И сказала «Не отдам!»

Я пойду и помирюсь.

Дам ей мишку, извинюсь,

Дам ей куклу, дам трамвай

И скажу:»Играть давай!»

Девочка говорит: «Я ее не обижала». Так ли это? Что случилось на самом дели?

За что мы можем похвалить девочку, которая решила помириться с подругой? Почему она решила помириться с подругой? (Поняла, что поступила не правильно, не по-дружески!), (Без друзей скучно, она чувствовала себя виноватой).Молодцы!

Значит, как по вашему друзья должны жить? (Дружно) А по-другому «мирно»

Вот и еще один секрет раскрыт. Как мы его назовем?

«Мир»

Вы разгадали 3 секрета !

Но есть еще.

Раз мы говорим о дружбе, я хочу рассказать одну историю.

В одном д/саду дружили две девочки. Даша и Маша. Говорили всегда правду. Но вот однажды Маша сломала нечаянно Машину куклу. На Дашин вопрос «кто сломал?» Маша ответила, что сломал Илья. Даша подошла к Илье с вопросом. Но Илья ответил, что сам видел как Маша сломала куклу. «Не может быть!» -ответила Даша. Маша- моя лучшая подруга, а друзья никогда не обманывают друг друга. Да спросила у Маши «Зачем ты обманула меня? Я испугалась – сказала Маша, что ты не будешь больше со мной играть. «Не делай так больше Маша, друзья должны быть честными!.

Воспитатель: Скажите о каком важном секрете вы узнали?

Как вы думаете Маша и Даша останутся друзьями?

Конечно Даша простит. Но помните, что за одним обманом последует другой. А вы захотели бы дружить с тем, кто постоянно обманывает? Поэтому, каким должен быть друг?(Честным, правильно)

Еще один секрет разгадан! «Честность» А вот и еще один красивый цветок.

Но есть еще один очень важный секрет и мы должны его обязательно найти! (ищут пятый секрет, находит воспитатель)

Воспитатель : Какой же еще очень важный секрет? Нашла корзинку.

Ребята смотрите, а листочек застрял в цветах и здесь, что –то написано, вспомнить о друзьях! А вы помните кого нет сегодня с нами (вспоминаем о тех, кто болеет). Давайте пожелаем им выздоровления и скорого возвращения к нам, здесь есть звездочки, давайте налепим их возле « Дерева дружбы» и отправим детям которых нет!

Но прежде чем мы это сделаем мы должны размять пальчики!

«Теремок»

На поляне теремок (ладони домиком)

Дверь закрыта на замок (пальцы в замок)

Из трубы идет дымок (поочередно пальцами делают колечки)

Вокруг терема забор (руки перед собой, пальцы растопырены)

Чтобы не забрался вор (щелчки каждым пальцем)

Тук-тук-тук-тук (кулаками стучат по ладони)

Открывайте широко (руки в стороны)

Я - ваш друг (ладони поперек сомкнуты)

(наклеиваем звездочки вокруг маленького дерева, сворачиваем и кладем в корзинку, что бы отправить друзьям).

Воспитатель: Вот и замечательно, мы вспомнили о наших друзьях, которых нет рядом с нами и позаботились о том, чтобы им было приятно и весело, как нам. Мы разгадали последний секрет «Дерева дружбы». Давайте назовем его Внимание , «Забота»

Воспитатель: Как красиво у нас все получилось! Вы большие МОЛОДЦЫ!

А теперь скажите мне Что нового вы узнали?
Что на занятии делали?
Что особенно вам понравилось?

Воспитатель : Посмотрите, Как расцвело наше дерево дружбы! Я знаю вы дружные ребята, но даже у друзей бывают ссоры. И если вдруг вы с другом поругались, присядьте здесь под деревом в тени. И вспомните секреты дружбы, их назовите по порядку вы.

УЛЫБКА, ДОБРОТА, МИР, ЧЕСТНОСТЬ, ЗАБОТА!

Государственное бюджетное образовательное

учреждение детский сад №33

Красногвардейского района Санкт-Петербурга

Конспект непосредственно образовательной деятельности

по социально-личностному развитию

«Секреты дружбы»

для детей среднего дошкольного возраста

(с использованием здоровьесберегающих и информационно-коммуникативных технологий)

Воспитатель: Андрусова Л.Н.

Санкт-Петербург

2015

Конспект непосредственно образовательной деятельности по социально-личностному развитию на тему: «Секреты дружбы»

Для детей среднего дошкольного возраста (с использованием здоровье сберегающих, информационно-коммуникативных технологий)

Цель:

Развивать чувство доброты, сопереживания, стремление поддерживать других.

Задачи:

Воспитывать доброе отношение к окружающим.

Интеграция образовательных областей :

Социализация: Учить понимать эмоциональное и физическое состояние героев, сверстников и других людей.

Коммуникация: Способствовать усвоению нравственных понятий через игровую совместную деятельность.

Познание: Познакомить детей с понятием «Дружба».

Музыка: Привлечь внимание детей к бережному отношению друг к другу через музыкальные произведения.

Физическая культура: Учить выполнять действия по команде воспитателя.

Здоровье: Развивать ориентировку в пространстве.

Чтение художественной литературы: Развитие ценностно-смыслового восприятия и понимания от прочитанных произведений.

Оборудование и материалы: карточки с изображением мальчиков и девочек в ситуациях про жадность, сундук с зеркалом на дне, воздушные шарики на каждого ребенка

Предварительная работа: Беседы о дружбе, о друзьях, о доброте; беседы о чувствах. Чтение стихов, песен, пословиц о дружбе, доброте и зле. Просмотр мультфильмов о дружбе.

Ход НОД:

Дети играют в группе. На экране появляется персонаж мультфильма Крошка Енот. Он кричит: «Ребята! Ребята, вы меня слышите? Помогите! В стране Мультипультии случилась беда, налетел сильный ураган и унес секреты дружбы. Все жители «Мультипультии» поссорились. Помогите нам, пожалуйста! Найдите секреты дружбы!» Изображение пропадает.

Воспитатель: Ой, ребята, что же случилось в стране Мультипультии?

Ответы детей

Воспитатель: Вы хотите помочь жителям этой страны?

Ответы детей.

Воспитатель: Тогда надо срочно отправляться в дорогу. Но как же туда попасть? Ребята, вы не забыли, что «Мультипультия» – это сказочная страна, и попасть туда можно, только с помощью волшебства? А вы знаете волшебные слова и какие?

Ответы детей.

Воспитатель: Нужно повторить всем вместе. (Повторяют. На экране появляется громкоговоритель из мультфильма «Паровозик из Ромашково» объявляет).

Воспитатель: Ребята, вот мы и попали в сказку. Садитесь скорее в поезд. Смотрите, а вот мы уже в поезде. (Звучит музыка и на мультимед. установке фрагмент мультика «Паравозик из Ромашково»).

Воспитатель: Ребята, вот мы и в стране «Мультипультии». Но где же нам искать секреты дружбы? Посмотрите, вот тропинка. Может быть нужно идти по ней? (раздаются звуки) Ой, ребята, что это? (Идут и останавливаются, на экране появляется отрывок из мультфильма «Мишка- задира», там, где Мишка отбирает мяч.

Воспитатель: Ребята, смотрите! (смотрят фрагмент мультфильма) Ребята, расскажите, что вы сейчас увидели?

Ответы детей.

Воспитатель: А правильно ли поступил мишка?

Ответы детей

Воспитатель: Будут ли у него друзья?

Ответы детей

Воспитатель: Как вы думаете, хорошо это или плохо, если у тебя нет друзей? Почему?

Ответы детей

Воспитатель: Мишка забыл секрет дружбы, вот и остался один! Какой секрет дружбы он забыл? Не обижай, не задирайся, и у тебя будут друзья! А ты как думаешь?

Ответы детей Спросить нескольких детей. На экране, продолжение мультфильма «Мишка-задира».

Воспитатель: Вот мы и помогли Мишке – нашли секрет дружбы. Пора отправляться в путь, пойдемте, дальше. (Идут по тропинке, останавливаются на полянке, где лежат карточки)

Воспитатель: Ребята, посмотрите, картинки. Это, наверное, ураган их сюда принес. Садитесь на полянку. Мальчики, возьмите картинки, с изображением мальчиков, а девочки, возьмите картинки, где нарисованы девочки.

(Имя ребенка), какая девочка у тебя нарисована? (Веселая, грустная). Переверни картинку и расскажи, почему она такая. (Спросить всех детей)

Ответы детей:

Воспитатель: Ребята, как вы думаете, какой секрет дружбы мы нашли?

Ответы детей:

Воспитатель: Правильно! Не жадничай, и у тебя будут друзья! Ребята, мы нашли еще один секрет и помогли помириться сказочным героям . (На экране фрагмент мультфильма «По дороге с облаками»- слон раздает друзьям мороженое. Воспитатель: Вы не устали? Тогда идем дальше? («Песня, если с другом вышел в путь» подходят к реке.)

Воспитатель: Ой, ребята, смотрите, речка, и такой узкий мост. Надо взять своего друга за руку и крепко держаться, проходя по мостику, чтобы не упасть в речку. Какой секрет дружбы, поможет нам перейти речку по узкому мосту?

Ответы детей:

Воспитатель: Все верно! Помогай, и у тебя будут друзья! (Дети переходят мостик под музыку)

Воспитатель: Какие вы молодцы, все перешли. Это потому, что вы помогали друг другу. Ребята, посмотрите, что это? (дети подходят к сундуку). Воспитатель: Это волшебный сундук , в нем спрятан секрет дружбы. Хотите узнать какой? Для этого нам нужно заглянуть в него, готовы? Не боитесь? Подходите и будьте внимательны! (Воспитатель открывает сундук, на дне которого лежит зеркало)

Воспитатель: Узнали секрет дружбы? Назовите его?

Ответы детей:

Воспитатель: Улыбайся – и у тебя будут друзья! (песня «От улыбки»)

Ребята, чтобы подружиться, надо улыбнуться! Улыбнитесь друг другу!

Молодцы! Вы нашли все секреты дружбы и теперь в стране «Мультипультии» все опять подружаться! (на экране появляется крошка Енот и благодарит за помощь, в группе спрятаны воздушные гелиевые шары в форме сердец, по количеству детей. Они поднимаются к потолку в этот момент. Воспитатель раздает детям шарики от жителей страны).

Воспитатель: Ребята, а нам пора возвращаться в детский сад! До свидания «Мультипультия»! (Произносят волшебные слова).

Воспитатель: Ребята, вам понравилось наше путешествие? А что больше всего понравилось?

Ответы детей:


КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ

по морально – этическому воспитанию

в старшей группе на тему: «О дружбе и друзьях»

Подготовила: воспитатель I категории

Лещинская Г.В.

Программное содержание:

Формировать понятия «друг», «дружба». Учить понимать, оценивать чувства и поступки других; продолжать учить составлять небольшие рассказы по сюжетной картине, употребляя простые и сложные предложения; отвечать на вопросы полными предложениями.

Показать, какими качествами должен обладать настоящий друг, какую роль играют друзья в нашей жизни; знакомить детей с правилами дружеских отношений; закреплять знания пословиц и стихов о дружбе; умение участвовать в совместной игре, вести короткие диалоги в ситуациях творческого и игрового общения. Продолжить формировать нравственные качества личности: доброжелательность, любовь к ближнему; побуждать детей к добрым поступкам; желание поддерживать друзей; дать возможность проявить взаимопомощь.

Воспитывать стремление дружить с окружающими сверстниками и взрослыми.

Активизировать в речи слова: дружба, друг, комплимент; прилагательные: дружелюбный, скромный, добрый, щедрый, прекрасный, честный.

Предварительная работа: беседы с детьми о дружбе; обсуждение проблемных ситуаций, разногласий, возникающих между детьми в группе; чтение сказок о дружбе «Цветик - семицветик», «Сказка о дружбе», рассказы Осеевой и др.; заучивание пословиц и стихов о дружбе; изготовление цветов для дерева дружбы.

Материал: «клубок дружбы», аудиозапись песен «Дружба начинается с улыбки» , «Песня о дружбе»; маски зайца и ёжика, стул, мяч для каждого ребёнка, сюжетные картинки, две куклы, дерево, цветы.

ХОД ЗАНЯТИЯ:

Организационный момент.

Собрались все дети в круг (дети берутся за руки и встают в круг)

Я твой друг и ты мой друг

Крепко за руки возьмёмся

И друг другу улыбнёмся.

Руки к солнцу протяните (поднимают руки вверх)

Лучики его возьмите, (сжимают, разжимают кисти рук)

И к груди своей прижмите. (прижимают руки к груди)

Друг другу подарите, (протягивают руки вперед)

«Здравствуйте!»- скажите.

Сегодня я предлагаю начать наше занятие с игры « Клубок дружбы». Вы будете передавать друг другу клубок, при этом каждый может сказать добрые слова своему соседу, сделать ему комплимент.

Посмотрите, ниточка связала нас, и дружба наша стала ещё крепче. Наша игра не просто так называлась «Клубок дружбы». Именно о дружбе и о друзьях мы поговорим с вами на сегодняшнем занятии.

Как вы думаете, кто такой друг? (ответы детей)

Да, дети вы правы, другом может называться тот, кто готов разделить твою радость и твое горе, а если понадобиться, то отдать тебе все, что имеет сам.

Можно ли прожить без друзей?

Ребята, кто из вас знает, что такое дружба?

Дружба – это когда ты дружишь с человеком не для того, чтобы он тебе что-нибудь хорошее сделал, не потому, чтобы он что–то дал. Ты дружишь с человеком потому, что он близок тебе, близки его интересы, взгляды.

Молодцы, мне понравились ваши ответы.

А чтобы узнать какой должен быть настоящий друг, мы сейчас с вами поиграем в игру. Я буду задавать вам вопросы, а вы отвечаете, если согласны "да-да-да", а если не согласны "нет-нет-нет".

Игра «Да-да-да, нет-нет-нет»

Друга стоит обижать?

(Нет-нет-нет)

Другу будем помогать?

(Да-да-да)

Друга нужно разозлить?

(Нет-нет-нет)

А улыбку подарить?

(Да-да-да)

Мы научимся играть?

(Да-да-да)

Ну а споры разрешать?

(Да-да-да)

Чай с друзьями будем пить?

(Да-да-да)

Нашей дружбой дорожить?

(Да-да-да)

Будем крепко мы дружить?

(Да-да-да)

Ребята, вспомните, мы недавно читали сказку о маленьком росточке и старом дереве.

Почему это дерево было особенным? Правильно, каждую весну у него появлялись по закону природы листочки, но оно никогда не цвело. А что случилось с деревом в конце сказки? Как вы думаете, почему дерево зацвело?

Посмотрите, у нас в группе тоже появилось дерево и оно тоже, как и дерево из сказки не цветет, потому что у него нет друзей. Я предлагаю стать друзьями для этого дерева. Вы согласны? но для этого, вам предстоит разгадать секреты дружбы, и тогда вы увидите, что произойдет.

Первый секрет дружбы.

Первый секрет «спрятан» в песне. Давайте узнаем, с чего начинается дружба. Слушаем….
Звучит аудиозапись песни «Дружба начинается с улыбки».
-Ребята, вы поняли, с чего же начинается дружба?
Добрая открытая улыбка всегда привлекает сердца людей. Вот так легко мы разгадали с вами первый секрет дружбы. Как называется этот секрет? Правильно, улыбка.

«Чаще улыбайтесь - и у вас будет много друзей».

Ребята, посмотрите, что произошло? Расцвел первый цветок для нашего дерева, какой он красивый. Давайте подарим его нашему дереву (вешаем цветок на дерево).

Второй секрет дружбы.

Ребята, бывает ли такое, что вы иногда ссоритесь? Из-за чего чаще всего возникают ссоры? (ответы детей). Самая частая причина ссор - когда вы не можете поделить что-то или когда хотите делать одно и то же. Представьте двух друзей Ёжика и Зайчика, каждый из которых хочет покачаться на качелях.

(Воспитатель выбирает детей для участия в игре, выдает им соответствующие маски зверей. Роль качелей выполняет стул с высокой спинкой). Инсценировка стихотворений. «Заяц и Ёжик на качелях»

Как-то они на прогулку пошли

И на поляне качели нашли.

Заяц качели к себе потянул.

Заяц: «Я первый!»

А Ёжик: «Нет. Я!»

Не уступают друг другу друзья.

Заяц обиделся:

«Значит, ты, Ёж,

Мне как товарищ совсем не хорош».

Дети, как вы думаете, почему Заяц решил не дружить с Ёжиком?

Как вы считаете, стоит ли из-за этого ссориться друзьям?

Как помирить друзей, сделать так, чтобы ссоры не было?

Давайте еще раз прочитаем стихотворение, но уже с веселым концом, когда Зайчик и Ёжик договорились.

2. В тихом лесу средь кустов и дорожек

Жили два друга Зайчик и Ёжик.

Как-то они на прогулку пошли

И на поляне качели нашли.

Ёжик на встречу к качелям шагнул,

Заяц качели к себе потянул.

Заяц сказал: «Покачаю тебя.

Мы ведь с тобою, Ёжик, друзья!»

Ребята, что нужно делать, чтобы не ссориться?

Действительно, друзья должны уметь договариваться, чтобы жить дружно, а по-другому можно сказать мирно!

- А сейчас давайте сделаем большой круг и вспомним нашу игру «мирилка ».

Мы не будем больше злиться,

Мы решили помириться,

Злюка, уходи от нас.

Мы опять друзья сейчас!

(первые две строчки дети сцепляются мизинчиками, на третью строчку как бы стряхивают с рук грязь, на четвертую – обнимаются).

Вот и еще один секрет дружбы вы разгадали и назовем этот секрет - словом Мир!

И ещё один цветок появляется у нашего дерева.

Ребята, не ссорьтесь со своими друзьями, старайтесь играть мирно, дорожить своими друзьями. Об этом рассказывается в стихотворении, послушайте его.

(рассказывает ребёнок)

Можно много слов прекрасных
О друзьях сказать!

Никогда не стоит, дети,

Друга обижать.

Потому что без друзей

Очень трудно жить...

Скажем вместе:

ДРУЖБОЙ НАДО ДОРОЖИТЬ!

Мне кажется, что вы очень дружные ребята.

Давайте-ка проверим, верно ли это?

Игра «Гусеница»

Возьмите мячи, постройтесь цепочкой. Мяч зажмите между своим животом и спиной впереди стоящего друга. Руки положите на плечи впереди стоящему ребёнку. Мы превратились в одну большую гусеницу, которая должна пройти по определенному маршруту.

(Под песню «Песня о дружбе» «гусеница» продвигается по группе)

Отлично, у нас получилось! А теперь положите мячи на место и сделайте один большой круг.

Ребята, а сейчас я предлагаю вам поиграть в игру:

Игра «Я начинаю, а вы продолжайте »

Я обижаюсь на друга, когда… (он дерется)

Я сержусь на друга, когда… (он дразнится)

Я радуюсь с другом, когда… (нам весело)

Я грущу, когда… (друг уезжает)

Я радуюсь за друга, когда… (ему хорошо)

Я помогаю другу, когда… (он не может одеться)

Я люблю друга за то, … (что он мой друг)

Я забочусь о друге, когда… (он болеет)

Ребята, вы порадовали меня своими ответами. Почаще говорите своим друзьям: давай дружить, давай играть.

Третий секрет дружбы.

Следующее правило « зашифровано» в картинках. (Выставляются сюжетные картинки).
- Расскажите, что происходит на картинке.

(Дети рассматривают и обсуждают изображенные ситуации)
- Как вы думаете, те, кто изображен, на этих картинках являются друзьями? А почему вы так решили? Правильно, друзья должны помогать друг другу. Вот и еще один секрет дружбы разгадан и назовем его Помощь. Ещё один цветок расцвел для нашего дерева.

Ребята, о друзьях, которые всегда придут на помощь хочется послушать стихотворение:

(рассказывает ребенок)

«Если дело не идет
И не спорится работа,

Друг к тебе всегда придет,

С другом справишься в два счета!

Ну а если вдруг у друга

Что-нибудь случится,

Поспеши к нему на помощь-

Может пригодиться!

Ребята, берегите своих друзей, и вам будет радостней жить на свете
- Дети, вы знаете, что наш народ издавна ценил верную, крепкую дружбу и придумал о дружбе и о друзьях много пословиц и поговорок, давайте вспомним их.

Я начну, а вы заканчивайте ,

Хором, дружно отвечайте

Друзья познаются (в беде)
Крепкую дружбу (и топором не разрубишь)

Старый друг (лучше новых двух)

Друг за дружку держаться (ничего не бояться)

Не имей сто рублей,(а имей сто друзей)

Дерево живет корнями, (а человек друзьями)

Нет друга – ищи, (а нашёл береги)
- Ребята, как вы понимаете пословицу: нет друга ищи, а нашел береги?(ответы детей)

Физкультурная минутка

Дружно за руки беритесь, в круг скорее становитесь (встаем в круг)

Вправо – влево повернитесь. (повороты вправо – влево)

Будем веселиться, (хлопки)

Прыгать (прыжки)

И кружиться. (кружение)

Много радостных людей (идём по кругу)

Добрых верных нам друзей.

Ссориться не будем (подходим к центру)

Про печаль забудем. (отходим назад).

Четвертый секрет дружбы

Игра “Пирамида добра”.

Дети, я сейчас предлагаю построить пирамиду добра. Представьте, что наши ладошки – это хорошие пожелания, давайте построим пирамиду из наших пожеланий. Кто придумает - выйдет в круг произнесет свое доброе пожелание, вытянет руку вперед и положит ее сверху на мою ладонь или ладонь ребенка, уже высказавшего свое пожелание.

Воспитатель:

Я желаю вам быть терпеливыми и послушными!!!

Воспитатель после всех высказываний раскачивает пирамиду добра со словами:

Пусть наши пожелания услышат все! И пусть они сбудутся!

Я думаю, что все ваши пожелания исполняться. Все вы будете, беречь своих друзей и вашу дружбу.

Дети, мы разгадали ещё один секрет дружбы, называется он -доброта. И еще один цветок расцветет на нашем дереве.

Пятый секрет дружбы

Вы разгадали 4 секрета дружбы. Но есть еще один секрет.

–Сейчас наши ребята покажут вам сценку. А вы сидите тихонько, и приготовьтесь вновь рассуждать!

«В одном детском саду дружили две девочки Лиза и Катя. Очень дружили и всегда говорили друг другу только правду. Но вот однажды, Катя нечаянно сломала Лизину куклу.

– Кто сломал мою куклу? – расплакалась Лиза.

– Не знаю, – сказала Катя. – Наверное, это Максим.

– Зачем ты сломал мою куклу? – спросила Лиза у Максима.

– Я не ломал. Это сделала Катя, я видел.

– Не может быть! – воскликнула Лиза – Катя моя лучшая подруга, а друзья никогда не обманывают друг друга.

Подошла Лиза к Кате и спросила – Зачем ты обманула меня Катя?

– Я испугалась, что ты перестанешь со мной дружить, если узнаешь, что это я сломала твою куклу.

– Не делай так больше Катя! – сказала Лиза – Друзья должны быть честными друг с другом! »

Вот такая история.

Как вы думаете, Катя и Лиза останутся друзьями?

Конечно, Лиза простит Катю, потому что нужно уметь прощать обиды, помня все хорошее, что сделал для тебя твой друг. Но знаете ребята, за одним обманом, может последовать другой, третий.… Конечно, обман может разрушить дружбу.

Поэтому, какими должны быть друзья по отношению друг к другу. Честными. И ещё один секрет мы разгадали, назовем его помощь.

Вот и пятый, последний цветок. Повесим его на дерево.

Посмотрите, дети, на наше дерево. Смотрите, как расцвело оно, какое оно стало красивое.

Ребята сделайте круг и возьмитесь за руки. Вспомним все секреты дружбы:

Улыбка, помощь, доброта, мир, честность.

Вы разгадали все секреты дружбы, потому что вы помогали друг другу, как настоящие верные друзья.

Жить на свете очень трудно

Без подруги или друга,

Без тебя и твой щенок

Нестерпимо одинок.

Давайте дети,

Дружить друг с другом!

Ведь имея друга – хорошо на свете жить.

Ребята, я желаю вам иметь в жизни много настоящих, верных друзей.

Запомните дети – дружба дороже всего.

Открытое занятие на кустовом методическом объединении в МКДОУ Кутуликский детский сад №1. Конспект занятия по социально-коммуникативному развитию тема: «Дружба» в старшей группе «Золотой ключик»

Воспитатель: Миронова Галина Викторовна.

Образовательная область: социально-коммуникативное развитие.

Цель занятия : обобщить и расширить знания детей о дружбе.

Задачи образовательной области «Социально-коммуникативное развитие».

Развитие у ребенка осознанного эмоцилнально-положительного отношения к себе, другим людям, окружающему миру.

Формировать умение понимать и оценивать чувства и поступки других.

Закреплять умение участвовать в совместной игре.

Развивать у детей способность к сопереживанию, желание прийти друг другу на помощь в сложной ситуации, развивать социальные чувства.

Задачи образовательной области «Познавательное развитие».

Обобщать знания детей по теме дружба.

Формировать умение из частей составлять единое целое.

Задачи образовательной области «Физическая культура».

Закреплять умение выполнять движения в соответствии с текстом во время динамической паузы.

Оборудование и материалы : кукла Незнайка, магнитофон, аудио песня

«От улыбки» В. Шаинского, разрезные картинки, клубок ниток.

Вводная часть.

Воспитатель предлагает детям встать в круг.

Собрались все дети в круг,

Я твой друг и ты мой друг.

Крепко за руки возьмемся,

И друг другу улыбнемся.

Ребята, когда я сегодня шла на работу, то около детского сада встретила Незнайку. Он сидел на крылечке и плакал. Я его спросила: « Почему ты плачешь Незнайка?» А он сказал, что с ним никто не хочет дружить и он вообще не знает, что такое дружба. Я пригласила его к нам в группу, чтобы Незнайка узнал, что такое дружба.

Беседа на тему «Что такое дружба».

Ребята, а вы знаете, что такое дружба?

Ответы детей.

А вы дружные ребята?

А почему вы так думаете?

А с чего начинается дружба? (с улыбки, со знакомства, с ласкового слова, общих интересов и т.д.).

С чем можно сравнить крепкую дружбу? (с железом, камнем, цепью, канатом, замком и т.д.)

Почему мы называем другом только некоторых людей?

Кто хочет рассказать о своем друге? Почему вы считаете их своими друзьями?

Рассказы детей. (Мой друг хороший, он делится игрушками, никогда не обижает, помогает мне, он веселый, добрый и т.д.)

Что нужно делать, чтобы дружба была крепкая?

(Не надо сориться, делиться игрушками, помогать друг другу и т.д.)

Воспитатель: как много вы знаете о дружбе, молодцы.

А сейчас покажем Незнайке, какие мы дружные

Дети садятся на ковер.

Я предлагаю вам сплести паутину добрых слов.

Кто из вас любит слушать что-нибудь приятное в свой адрес? (ответы детей)

А кто любит и умеет говорить приятные слова своим друзьям?

У меня есть «клубочек дружбы», который я передам Маши. Она обмотает два раза свободный конец нити вокруг ладони и покатит клубок в сторону своей подруги, сопровождая движение добрым пожеланием или комплиментом. Тот из вас у кого оказался клубок, обматывает нитью свою ладонь и с добрыми словами передает клубок другому ребенку (своему другу).

(заботливый, внимательный, сильный, сердечный, надежный, верный, веселый, восптанный, культурный, смелый, отзывчивый, отважный, уважительным, искренний, справедливый, честный, красивый и т.д).

Дети выполняют задания.

А теперь посмотрите, какая паутина добрых слов у нас получилась. Какое у вас сейчас настроение (ответы детей)

Ребята, а вы знаете секреты дружбы? Давайте их разгадаем и расскажем Незнайке. Чтобы узнать секреты дружбы, мы с вами отправимся в путешествие и пригласим с собой Незнайку.

Первый секрет дружбы.

Хотите узнать первый секрет дружбы?

Тогда слушайте песенку.

Звучит песня «От улыбки» В. Шаинского.

Скажите мне, пожалуйста, так с чего начинается дружба?

Правильно с улыбки. Посмотрите как быстро, легко и просто вы разгадали первый секрет. Скажите, а с каким человек приятнее общаться с тем, который хмурый, злой или с тем, который улыбается?

Правильно. Поэтому давайте улыбнемся друг другу.

Итак, вы разгадали первый секрет. Как называется этот секрет?

Правильно , улыбка.

Второй секрет дружбы.

Показ картинки двух детей, один из которых помогает друг другу.

Как вы думаете, те, кто изображен, на этих картинках являются друзьями?

А почему вы так решили?

Правильно, друзья должны помогать друг другу.

Вот и еще один секрет дружбы разгадали.

Как назовем этот секрет?

Правильно, помощь

Динамическая пауза «Если есть хороший друг».

Я читаю стихотворение, а вы выполняйте движения.

Настроение упало,- опускают руки вниз

Дело валится из рук,- качание головой, встряхивают кистями

Но еще не все пропало,- разводят руками

Если есть хороший друг,- разворачиваются лицами друг к другу

С делом справимся вдвоем,- пожимают друг другу руки

С облегчением вздохнем, - делают глубокий вдох, выдох

Настроение поднимем - нагибаются и медленно выпрямляются

И от пыли отряхнем - отряхиваются.

Третий секрет дружбы . (Сидя на ковре)

Я вам сейчас расскажу историю. А вы сидите тихонько и приготовьтесь вновь рассуждать!

В одном детском саду дружили две девочки Лиза и Маша. Очень дружили и всегда говорили друг другу только правду. Но вот однажды, Маша нечаянно сломала Лизину куклу.

Кто сломал мою куклу? – расплакалась Лиза.

Не знаю, - сказала Маша, наверное, это Максим.

Зачем ты сломал мою куклу?- спросила Лиза у Максима.

Я не ломал. Это сломала Маша, я видел.

Не может быть! Воскликнула Лиза. Маша моя лучшая подруга, а друзья никогда не обманывают друг друга.

Подошла Лиза к Маши и спросила. Зачем ты обманула меня, Маша?

Я испугалась, что перестанешь со мной дружить, если узнаешь, что я сломала твоя куклу.

Не делай так больше Маша, сказала Лиза. Друзья должны быть честными друг с другом.

Запомните, ребята, обман может разрушить дружбу. Поэтому друзья по отношению друг к другу всегда должный быть честными.

Вы разгадали еще один секрет дружбы?

Как назовем этот секрет?

Правильно, честность.

Вы разгадали 3 секрета дружбы.

Молодцы!

Игра « Кто его друг».

Посмотрите, у меня есть картинки с изображением героев мультфильмов.

Сейчас я разделю вас две команды, и посмотрим, как дружно вы сможете собрать свою картинку.

Карлосон- Малыш

Вини-пух – Пяточок

Крокодил Гена - Чебурашка

Добрая Белоснежка - и семь гномов

Мальвина- Буратино

Смотрите ребята, некоторые из вас отбирали картинки у других. Это правильно? Но все вы справились с заданием.

Сегодня мы разгадали секреты дружбы, надеюсь, мы помогли Незнайке и теперь он будет со всеми дружить и выполнять эти правила. Давайте вспомним секреты дружбы.

Улыбка

Помощь

Честность.

Ребята, кому сегодня было легко, интересно на занятии похлопайте руками.

Почему ты похлопал? (ответы детей)

Кому было немного трудно, может быть, устал кто, потопайте ногами.

Почему потопал? (ответы детей).

Заключительная часть.

Я сегодня очень рада, что всем вам было интересно, вы помогали друг другу, как настоящие верные друзья. Давайте будем все дружить, и нашей дружбой дорожить!

Прощаемся с Незнайкой.

(Предложить детям крепко обняться, улыбнуться).

Юлия Ушакова
«Урок дружбы». Развлечение для детей дошкольного возраста на нравственную тему

Урок Дружбы

(развлечение на нравственную тему )

Мотивация : воспитание положительных качеств характера, формирование у детей понятий о дружбе и взаимном уважении .

Рекомендации : в гости к детям приходит кот Леопольд – любимый ими сказочный персонаж, известный своим добродушием и миролюбием. Он расспрашивает ребят, дружны ли они между собой . В ходе небольшой беседы выясняется, что некоторые дети не всегда ведут себя красиво по отношению к другим. Тогда кот Леопольд рассказывает детям сказку о том, какое испытание прошла дружбы двух воробьев – Чика и Чирика.

На примере сказки Михаила Пляцковского «Уроки дружбы » Леопольд доступными детскому пониманию словами пытается объяснить, что жадность не красит человека, а наоборот, портит его, а внимательное отношение к другому и доброта – ценные качества характера.

Двое детей в костюмах воробьев разыгрывают небольшую сценку по мотивам сказки М. Пляцковского «Уроки дружбы » .

Действующие лица : Кот Леопольд, Чик, Чирик.

Ход мероприятия

Леопольд : Жили два воробья – Чик и Чирик….(звучит веселая мелодия «Вылетают» и танцуют два ребенка-воробья. После танца по очереди кивают головой и, шаркнув ножкой, представляются : Чик и Чирик. Друзья «улетают» . Чик вскоре возвращается с небольшой коробкой. Он ставит ее на маленький столик и открывает. Леопольд продолжает свои рассказ)

Леопольд : Однажды Чику пришла посылка от бабушки. Целый ящик пшена. Но Чик об этом ни словечка не сказал своему приятелю.

Чик : (прижимая к себе коробку, вслух размышляет) . Если я пшено раздавать буду, то себе ничего не останется. Лучше я сам все съем….(Звучит веселая музыка. Чик с жадностью поспешно «клюет» зернышки, после чего переворачивает коробку и стучит по ее дну. С сожалением вздыхает и, волоча за собой пустую коробку, уходит).

Леопольд : Так и склевал все зернышки Чик один. А когда ящик переворачивал, то несколько зернышек все же просыпалось на землю….(Появляется Чирик. Звучит музыка А. Рубаха «Воробей» . Чирик прыгает по земле, найдя зернышки, аккуратно собирает их в пакетик, который вытаскивает из кармана костюма. Появляется Чик).

Чирик : Здравствуйте, Чик! Я сегодня нашел десять зернышек пшена. Давай их поровну разделим и склюем.

Чик : (пристыжено отмахиваясь) . Ты нашел – ты и ешь.

Чирик : Но мы же с тобой друзья! А друзья все должны делить пополам. Разве не так ?

Чик : (опустив голову,шепчет) . Ты, наверное, прав (Чирик высыпает из пакетика зернышки и делится с другом) .

Леопольд : Чику стало очень стыдно. Ведь он сам склевал целый ящик пшена и не поделился с другом, не дал ему ни одного зернышка. А сейчас отказаться от подарка – значит обидеть его.

Чик (взяв зернышки благодарит друга) : Спасибо тебе, Чирик! И за зернышки, и за урок … дружбы !

Обнявшись, исполняют песню «Все мы делим пополам» , слова М. Пляцковского, музыка В. Шаинского. Дети-воробьи кланяются и «улетают» .

Леопольд : Ребята, какой урок преподал Чирик Чику ?

Дети : Чирик дал понять Чику, что между друзьями не может быть секретов, они должны быть честны и справедливы друг к другу.

Леопольд : А кто из вас может похвастаться своей дружбой ? (Один из детей тянет руку : «Я! Я могу!» ) Как тебя зовут? (Ребенок выходит и называет сое имя) . Что ты можешь рассказать нам о своем друге?

Ребенок : Чик-чирик, чик-чирик-

Я птичий выучил язык!

Как воробей я говорю,

И даже песенки пою!

(Е. Арсенина)

Исполняет «Воробьиную песенку» , сл. П. Синявского, муз. З. Компанейца. Дети подпевают в припеве.

Леопольд : О чем поется в этой песенке, ребята?

Дети : В этой песенке поется о дружбе между человеком и воробьем.

Леопольд : В чем вы видите проявление их дружбы ?

Дети : Для того, чтобы лучше понять воробья, который поселился возле кормушки….(называют имя ребенка, исполнявшего песню) выучил птичий язык. Он подкармливал своего пернатого знакомого и даже кошек в своем районе заставил с уважением относиться к нему. А воробей в благодарность за заботу и внимание развлекает мальчика : поет и даже пляшет вприсядку.

Леопольд : Как вы считаете, можно ли….(называет имя ребенка) назвать настоящим другом?

Дети : Можно!

Леопольд : А почему?

Дети : Потому что….(называют имя ребенка) заботится о слабом и беспомощном воробье, всячески оберегает и опекает его. Он настоящий верный друг.

Леопольд : Есть одна очень хорошая песня, которая так и называется «Настоящий друг» . Давайте ее послушаем. Слова этой песни написал известный детский писатель и поэт Михаил Пляцковский. Он же является автором сказки «Уроки дружбы » и слов песенки «Все мы делим пополам» , которую исполнили для вас Чик и Чирик их этой сказки. Музыку к песне «Настоящий друг» написал композитор Борис Савельев. Давайте послушаем эту песенку…

Выходят один или несколько детей и исполняют песню «Настоящий друг»

Далее проводится игра «Твой друг» . Кот Леопольд предлагает детям встать в круг и рассказать о своих друзьях, которые есть среди игроков. Например, в центр круга выходит один ребенок и говорит : «Витя – мой настоящий друг, потому что…» . Далее в круг выходит Витя и говорит о своем друге, и так далее. Игра продолжается до тех пор, пока в кругу не окажутся все дети. После игры четверо детей исполняют «Песенку четырех друзей, сл. М. Вольпина, муз. Н. Богословского.

Есть много поговорок, пословиц о дружбе и товариществе . Например, «Не имей сто рублей, а имей сто друзей» . О чем эта пословица?

Дети : Эта пословица о том, что хорошо иметь много друзей…

Леопольд : Правильно. Так говорится тогда, когда друзья выручают в беде или помогают в какой-либо ситуации своим советом, участием, вниманием или делом. А вот еще пословица : «Не в службу, а в дружбу » , так говорят, когда просят о какой-либо помощи. Ребята, а какие вам известны русские народные пословицы или поговорки о дружбе ?

Дети пересисляют :

Друзья познаются в беде;

Старый друг лучше новых двух;

Скажи, кто твой друг, и я скажу, кто ты;

Далее в записи звучит песня «Дружат дети всей Земли » , сл. В. Викторова, муз. Д. Львова-Компанейца. Леопольд организует детей лоя игры «Хоровод дружбы » : показывает им движения, дети повторяют.

Шире круг, шире круг,

Музыка зовет (дети делают несколько шагов от центра круга)

Всех друзей, всех подруг

В шумный хоровод! (дети идут по кругу вправо)

Дружат птицы в вышине ,

Дружат рыбы в глубине (дети останавливаются, поднимают вверх руки, плавно покачивая руками, наклоняются)

Дружит с небом океан ,

Дружат люди разных стран . (дети кладут руки на плечи друг другу и, стоя на месте, покачиваются в такт музыке).

Дружат солнце и весна ,

Дружат звезды и луна…

(дети берутся за руки, идут влево по кругу)

Дружат в море корабли ,

Дружат дети всей Земли ! (дети сходятся к центру. Держась за руки, поднимают их вверх. Далее повторяются первый куплет и движения).

Леопольд : Что вам особенно сегодня запомнилось, какие выводы вы для себя сделали? (Ответы детей ) . Ребята, живите дружно !

Сказочный персонаж прощается с детьми и уходит.