Лис - друг маленького принца из сказки антуана де сент-экзюпери. Маленький принц и Лис: урок дружбы Экзюпери маленький принц о дружбе

Герои романа И.Тургенева «Отцы и дети» Аркадий Кирсанов и Евгений Базаров в начале произведения производят впечатление друзей. Но были ли отношения между этими героями дружескими?

Аркадий и Евгений Базаров — представители молодого поколения. Но как различны их взгляды!

Евгений — нигилист, то есть отрицает все старые взгляды и ценности. Он – за новую жизнь, стойко отстаивает свои взгляды.(«Я ничьих мнений не разделяю. Я имею свои») Аркадий же только внешне хочет походить на него, а в душе — он типичный представитель старого мира с его веками сложившимися традициями и устоями.

Автор показывает, что они во всём противоположны друг другу. Так, Базаров — труженик, занимается врачебной деятельностью, наукой, он много читает, стремится к самосовершенствованию. Аркадий же ленив, бездельничает, ничем серьёзным не занимается. Но самое главное, они различны в понимании назначения человека, смысла жизни. Слова Базарова: “Ваш брат дворянин дальше благородного смирения или благородного кипения дойти не может, а это пустяки. Вы, например, не деретесь - и уж воображаете себя молодцами, - а мы драться хотим”.

Такое различие жизненных позиций не может привести к дружбе, здесь нет взаимопонимания. Кроме того, в дружеских отношениях не может быть подчинения одного другому. А именно это видим мы в романе, ведь слабая личность –Аркадий — подчиняется сильному Базарову.Правда, со временем он начинает высказывать свои мысли. Но они так различны с мнением Базарова, что тем более о дружбе говорить не приходится.

Кстати, уже в начале романа, когда Аркадий представляет Базарова своему отцу, он называет его не другом, а приятелем: «…позволь познакомить тебя с моим добрым приятелем, Базаровым…» . Приятельские отношения легко возникают и легко проходят. Так произошло и во взаимоотношениях этих героев. Не стали они друзьями, да и вообще, Базаров в романе показан одиноким, уж очень он не похож не только на дворян Кирсановых, но и на молодых людей, которые пытаются создать видимость того, что идут в ногу со временем, а на самом деле, как Аркадий, остались в веке « минувшем» («псевдонигилисты» Ситников и Кукшина Авдотья Никитишна)

Противостояние Базарова и Аркадия в начале романа почти незаметно. Однако к концу вся яснее становится их различие. Поэтому и происходит разрыв отношений. Мы сейчас не даём оценку характеров и поступков героев. Что-то мы принимаем в них, что-то нет. Мы пытаемся понять, почему не стали они друзьями, так холодно разошлись. Причина тому — отсутствие общих интересов, дел, целей. Это — основа дружбы. А именно этого и не было. Примечательно, что в конце романа Аркадий отказывается помянуть Базарова за общим столом — так неприятен был ему этот человек («В память Базарова, — шепнула Катя на ухо своему мужу и чокнулась с ним. Аркадий в ответ пожал ей крепко руку, но не решился громко предложить этот тост.»)

Сочинение «Дружба Маленького Принца и Лиса» школьники пишут в ходе изучения одного из гениальных произведений Экзюпери. Работы детей, как и сама сказка, изобилуют философскими размышлениями, аналогиями и маленькими открытиями, которые делают для себя ученики. Одна из них предлагается ниже.

Сочинение: дружба Маленького Принца и Лиса

«Маленький Принц и Лис: дружба» — сочинение. Начиная читать сказку «Маленький Принц» французского писателя Экзюпери, я был немного разочарован и даже расстроен. Ведь столько слышал об этом легендарном авторе, который был не только писателем, но и летчиком и героически погиб во время войны.

Сказка казалась слишком детской и непонятной. Однако, продолжая чтение, я втягивался все больше и постепенно понял, что «Маленький Принц» – не только детское произведение, а настоящий литературный шедевр. Это притча с глубоким смыслом, которую можно перечитывать сто раз всегда находить в ней новое для себя.

Главный герой произведения Экзюпери – мальчик, путешествующий по разным планетам и попавший на Землю. Его основная черта – любопытство. Этот герой все время в поиске – он хочет найти истину, понять, что хорошо, а что плохо, что правильно, а что нет. Ему абсолютно чужды какие-либо стереотипы, свойственные большинству взрослых людей.

Душа Маленького Принца чиста как стеклышко, но он одинок. Для меня этот герой символизирует того ребенка, который живет в душе каждого человека, сколько бы лет ему ни было, и какой бы путь не лежал за плечами. Малыша пытливого, немного наивного, неиспорченного, верящего в чудо несмотря ни на что.

Этот ребенок и есть настоящая сущность человека. Люди вырастают и прячут его глубоко-глубоко в душе, прикрываясь мудростью, цинизмом и другими «масками». Однако он до самой смерти живет внутри нас. Смеется и плачет, радуется и расстраивается. Просто мы не всегда его слышим.

Маленький Принц, этот чистый и не запыленный человечек, искал истину. Одно из самых важных открытий помог ему сделать Лис, которого главный герой встретил на Земле. Этот персонаж олицетворяет в произведении дружбу. Именно ему принадлежит бессмертная фраза, ставшая афоризмом: «Мы в ответе за тех, кого приручаем».

Благодаря Лису Маленький Принц понял, почему так дорога ему Роза, выращенная им на родной планете, а все остальные – это просто цветы. Потому что в это живое существо была вложена забота. То, о чем заботятся люди, становится для них очень дорогим, единственным, неповторимым.

Здесь еще один вывод, который читатель делает вместе с героем: именно забота – это и есть любовь. Которая отнюдь не абстрактное возвышенное чувство, а теплота, подаренная другому живому существу.

Дружба Маленького Принца и Лиса – это очень трогательный и немного грустный эпизод. Лис хотел бы никогда не расставаться с новым другом, но сам говорил об ответственности. Поэтому понимает, что Маленькому Принцу нужно лететь к своей Розе, которая завянет без его заботы.

Герои расстаются. Лис рад, что в жизни его друга есть дорогое существо – и в этом проявляется подлинность его дружбы. Он не эгоистичен. Маленький Принц после долгих путешествий в поисках истины наконец понял, что на свете самое главное. От мысли, что на далекой планете его ждет хоть и колючая, но любимая Роза, на душе его стало тепло. Тогда одиночество отступило.

ІІ семестр

ЧЕЛОВЕК И ЕГО МИР

УРОК № 66

Тема. Любовь и дружба в сказке-притче А. де Сент-Экзюпери «Маленький принц»

Цель: продолжить чтение сказки, раскрыть понятия «любовь» и «дружба», сравнить, как их понимают герои сказки и ученики; пополнить «Копилку золотых изречений»; разгадывать загадки героев сказки; воспитывать уважение к настоящих жизненных ценностей.

Хорошо, если есть друг, даже если надо умереть.

А. де Сент-Экзюпери

Любить - это не значит смотреть друг на друга,

любить - значит смотреть в одном направлении.

Антуан де Сент-Экзюпери в душе навсегда остался ребенком. В своей жизни он совершил немало таких поступков, которые вызывают и удивление, и восхищение.

Когда его друг Гійоме разбился в Кордильерах, он день за днем кружил на своем самолете над мертвыми горными верхушками, достигая самого дна ледяных ущелий.

Лежа в снегу, я тебя видел, но ты меня не замечал,- говорил потом чудом спасенный Гійоме.

Как же ты мог знать, что это я тебя ищу?

Кто бы еще отважился летать так низко в этих горах? - ответил Гійоме.

Сент-Экзюпери в своей жизни потерпел 15 аварий. Первая из них произошла, когда во время народного гуляния в Версале он выделывал головокружительные трюки. Машина начала разваливаться в воздухе. «Мне не спастись, и не падать же на праздничную толпу»,- успел подумать он и сумел дотянуть до места, где в случае катастрофы пострадал бы он один.

Много лет без всякой надежды находился в неволе негр Барк, похищенный кочевниками. Экзюпери выкупил Барка и помог ему вернуться на родину - до жены и детей.

Однажды в Южной Америке Экзюпери случайно встретил обедневшего старого француза, который отправился в Новый свет в поисках счастья и доживал свой век на чужбине. Он купил бедняку билет на корабль до Марселя и отдал ему последние деньги.

В Орконте Экзюпери увидел знакомую девочку Сесиль всю в слезах. Ей хотелось иметь зонтик, но мать убеждала дочь в том, что зонтиков для детей не бывает. На следующий день писатель пришел к Сесиль с маленьким зонтиком.

Возможно, именно про этот случай вспомнил Экзюпери, когда писал: «Маленькая девочка в слезах, ее надо утешить. Только тогда наступит в мире порядок».

Он научил трехлетнего мальчика пускать мыльные пузыри. Но, касаясь стены, пузырьки лопались. Мальчик плакал. Несколько дней Экзюпери ходов мрачный. Потом добавил в мыльную пену каплю глицерина. Теперь пузыри улетали от стенки, словно мячики; они стали ярче и долговечнее.

Какие черты характера присущи Экзюпери? (Мужество, смелость, ответственность, отзывчивость, доброта...)

Как вы думаете, был писатель настоящим другом, умел он любить? (Да, потому что он всегда стремился прийти на помощь другим людям, проявлял чуткость и доброту.)

II. Изучение нового материала

Какой смысл вы вкладываете в слова дружба, любовь? Что означает для вас дружить, любить?

Дружить - это... (помогать, делиться, поддерживать, интересоваться...) Любить - это... (заботиться,радоваться, сочувствовать...)

Объясните значение эпиграфов к уроку. Согласны ли вы с этими мыслями?

2. Работа с текстом

1) Чтение XVII, XX разделов с лицами

Что означают слова змеи: «Я могу отнести тебя дальше, чем любой корабль?» (Змея - небольшое существо, но мощная, потому что может лишить жизни кого угодно. Она жалеет Маленького принца, но предлагает ему свою «помощь» на тот случай, если она ему понадобится.)

Как вы понимаете слова змея: «Среди людей тоже одиноко»? (Можно чувствовать себя одиноко даже в толпе людей, если не имеешь друзей, единомышленников, близких по духу людей. Яркий пример - рассказчик, которому было одиноко в мире взрослых и который встретил духовно родственную душу в пустыне, за тысячи миль от человеческого жилья.)

Почему заплакал Маленький принц, увидев розы на Земле? (Только теперь он узнал, что его цветок - обычная роза, а не исключительная, загадочное растение, подобной которой нет во Вселенной.)

2) Чтение за лицами XXI раздела

Что значит «приручить»? Или вы кого-нибудь приручали? («Приручить» означает испытывать сильную привязанность к кому-то, нежность, любовь, чувство ответственности.)

Как изменится жизнь Лысая после приручения? («Если ты меня приручиш, моя жизнь словно солнцем осветится. Твои шаги я буду отличать от тысячи других. Услышав шаги людей, я всегда убегаю и прячусь. И твоя походка позовет меня, словно музыка, и я выйду из своего убежища.

И еще - смотри! Видишь, вон там, в полях колосится пшеница? Я не ем хлеба. Колосья мне не нужно. Поля пшеницы мне ни о чем не говорят. И это печально. А ты имеешь золотые волосы. И как чудесно будет, когда ты меня приручиш! Золотая пшеница будет напоминать мне о тебе. И я полюблю шелест колосьев на ветру...»)

В чем суть диалога Маленького принца и Лиса?

«Настало время прощания.

Я буду плакать по тебе,- вздохнул Лис.

Ты сам виноват,- сказал Маленький принц. - Я не хотел, чтобы тебе было больно, ты сам пожелал, чтобы я тебя приручил...

Да, конечно,- сказал Лис.

Но ты будешь плакать!

Да, конечно.

Значит, тебе от этого плохо.

Нет, мне хорошо,- возразил Лис. - Вспомни, что я говорил про золотые колосья».

(Лис будет страдать от разлуки с Маленьким принцем. Но еще хуже для него было бы не иметь друга вообще. Лис будет вспоминать о Маленьком принце, глядя на золотые колосья пшеницы, и помнить, что когда-то у него был друг, который его приручил.)

Какие секреты открывает Лис Маленькому принцу? («Видит одно лишь сердце. Самого главного глазами не увидишь»; «Ты навсегда в ответе за всех, кого приручил»)

Как вы понимаете эти слова? (Надо доверять своему сердцу, действовать так, как оно велит. Чувствовать ответственность за людей, которые стали тебе близкими, заботиться о них, поддерживать в сложных жизненных ситуациях. Слово «навсегда» у Экзюпери подчеркивает невозможность измены, разрыва отношений между близкими людьми. Так должно быть, по мнению писателя. Так не всегда бывает, к сожалению. Не поэтому так много несчастных людей в мире?)

3) Работа с «Копилкой золотых высказываний»

Запишите секреты Лиса в «Копилку».

Мальчик понял слова Лиса? (Да, он возвращается домой, чтобы сохранить свой цветок, потому что она - единственная и неповторимая, хотя и очень похожа на все другие розы.

«Вы красивые, но пустые. Ради вас не захочется умереть... Мне она одна дороже всех вас. Это ее, а не вас я поливал каждый день. Ее, а не вас накрывал стеклянным колпаком... Я слушал, как она жаловалась и как хвасталась, я прислушивался к ней, даже когда она замолчала. Она - моя».)

В чем суть аллегорического образа Лиса? (Лис - друг)

III. Выводы

Что понял и чему научился Маленький принц во время пребывания на Земле? (Он понял, что такое настоящая дружба и любовь; начал ценить свою капризную, но прекрасную розу; нашел на Земле друзей - Лиса и летчика.)

Тема: «Дружба и вражда»

  1. И.А.Гончаров « Обломов»
  2. А.М.Горький «Детство»
  3. А.А.Фадеев «Молодая гвардия»
  4. А.Сент-Экзюпери « Маленький принц»

И.А.Гончаров « Обломов

Андрей Штольц и Илья Обломов - два главных героя романа И.А.Гончарова «Обломов». Во многом они различны и по характеру, и по взглядам, и по действиям. Однако героев тянет друг к другу, Штольц с радостью приезжает к Обломову, а тот с неменьшим удовольствием его встречает.

Ещё в школьные голы они много времени проводили вместе, были любознательными детьми, мечтали об активной и интересной жизни. «…их связывало детство и школа – две сильные пружины, потом русские, добрые, жирные ласки, обильно расточаемые в семействе Обломова на немецкого мальчика, потом роль сильного, которую Штольц занимал при Обломове и в физическом и в нравственном отношении…»
Обломов постепенно угасал, желание и интерес пропадали в нём, а Штольц, наоборот, двигался вперёд, активно работал, стремился к чему-то.

Никто не смог вернуть Обломова к активной жизни. Даже такая деятельная, энергичная натура, как Штольц, не смог этого сделать. Он до конца хочет помочь другу: «Ты должен жить с нами, вблизи нас: мы с Ольгой так решили, так и будет.

Что ты стал? Опомнись! Разве ты к этому быту готовил себя, чтоб спать, как крот в норе? Ты вспомни все…» . Но Обломов ничего не хочет менять в своей жизни. Даже дружба оказалась не всесильной, если сам человек не захотел измениться.

В жизни сам человек делает свой выбор. Надеяться на то, что кто-то кардинально изменит твою жизнь без собственных усилий нельзя. Да, друзья помогают человеку, поддерживают его. Но всё же именно человек сам должен делать решительные действия, двигаться вперёд. К такому выводу приходят читатели после прочтения романа.

А.М.Горький «Детство»

Алексей Пешков - главный герой повести А.М.Горького «Детство» - рано остался без родителей. Жизнь в доме его деда Каширина была сложной. «Странная жизнь» здесь стала напоминать ему «суровую сказку», «хорошо рассказанную добрым, но мучительно правдивым гением». Постоянная вражда окружала мальчика в доме. «Дом деда наполнен горячим туманом взаимной вражды всех со всеми». Отношения и между взрослыми - дядьями Алёши- и между их детьми были далеко не родственными и дружескими. Дядья ждали свою долю наследства, вечно ссорились, да и дети не отставали от них. Постоянные жалобы, доносы, желание сделать другому больно, удовольствие, испытываемое от того, что кому-то плохо - вот та обстановка, в которой жил герой. Ни о какой дружбе с двоюродными братьями не было и речи.

Однако и здесь были люди, к которым тянется Алёша. Это и подслеповатый мастер Григорий, которого мальчик искренне жалеет, и подмастерье Цыганок, которому дедушка пророчил большое будущее (погиб Цыганок, когда нёс непосильный крест на могилу жены деда мальчика), и Хорошее Дело, приучивший его к чтению.

Настоящим другом стала для Алёши его бабушка, Акулина Ивановна, женщина добрая, умная, жизнерадостная, несмотря на тяжёлую жизнь, на то, что была вечно бита своим мужем. Её глаза горели «неугасимым, веселым и теплым светом». Он будто до нее спал, «спрятанный в темноте», а она разбудила, вывела на свет, сразу стала на всю жизнь другом, самым близким, понятным и дорогим человеком.

Много вокруг мальчика было вражды. Но много и доброты, понимания. Именно дружеские отношения с людьми не позволили очерстветь его душе. Алёша стал добрым, чутким, сострадающим человеком. Дружба способна помочь человеку в трудные минуты сохранить лучшие нравственные человеческие качества.

Всё начинается с детства. Так важно в этот период, чтобы детей окружали добрые, порядочные люди, ведь во многом от них зависит, каким вырастет ребёнок. К этому выводу подводит автор читателей.

А.И.Приставкин «Ночевала тучка золотая»

Война. Это тяжелейшее испытание для людей, особенно для детей. Именно дети - главные герои произведения А.Приставкина «Ночевала тучка золотая»

Причина любой войны - вражда. Именно она делает людей жестокими, бездушными, и именно на войне часто раскрываются многие нравственные качества человека, красота его души.

Главные герои повести- Кузьмины Колька и Сашка, братья, воспитанники детского дома. Их детский дом переселяют на Северный Кавказ, который был только что освобождён от немцев.Массовое переселение народов проводилось в годы войны, в 1943-1944 годах.

Читатель видит детскими глазами происходящее. Людей дети ценят по тому, отняли у них еду или нет; им непонятно, почему из проходящего мимо вагона дети протягивают руки и о чём- просят, а в их глазах- слёзы. Они не могут осознать того, почему так жестоки люди. Вспомним страшную картину, когда Колька увидел казнённого брата.

Нет для детей деления людей по национальностям. Добрый - значит свой, злой, жестокий- враг. Не случайно друзьями становятся Колька и одиннадцатилетний чеченский мальчик Алхузор. Оба они одиноки и несчастны, нашли душевную близость и поддержку друг у друга. И какое значение имеет то, что один - русский, а другой чеченец. Они стали друзьями. Горе сблизило их. В детприёмнике, где оказались дети, были крымский татарин Муса, и немка Лида Гросс «с большой реки», и ногаец Балбек. Всех их объединяла общая страшная судьба.Они были втянуты в водоворот проблем взрослых, свидетелями истребления народов, вражды между ними, именно они испытали на себе все ужасы этой борьбы взрослых.

Мир вражды страшен. Он разрушает судьбы людей. Необходимо прекратить враждовать, толерантно относиться к людям, не допускать уничтожения собственного народа - к этому призывает автор. «Плохих народов не бывает, бывают лишь плохие люди», — скажет воспитательница Регина Петровна.

Детские души так чисты и невинны, словно « золотые тучки» , они способны понимать друг друга. Страшно, если эти «тучки» разобьются о вершину утёса - о равнодушие и жестокость людей.

Взрослые могли бы перенять у детей стремление жить в дружбе, понять, как страшна вражда. «Я думаю, что все люди - братья , - скажет Сашка, и они поплывут далеко-далеко, туда, где горы сходят в море и люди никогда не слышали о войне, где брат убивает брата.

А.А.Фадеев «Молодая гвардия»
Роман А.Фадеева «Молодая гвардия» повествует о тяжёлых военных годах, об оккупации советской территории фашистами. Одним из городов, в котором пытались хозяйничать немцы, был Краснодон. Именно в нём прошло детство юных героев. Здесь они учились в школе, дружили, влюблялись, мечтали о будущем. Но война перечеркнула все планы, осталось главное на тот момент - отстоять свободу и независимость своей Родины.А.А.Фадеев «Молодая гвардия»

Прекрасны молодогвардейцы, комсомольцы, создавшие подпольную организацию для борьбы с фашистами - «Молодую гвардию». Олег Кошевой, Ульяна Громова, Люба Шевцова, Сергей Тюленин и другие - всех их объединяла вражда к врагам, посягнувшим на свободу страны. Ненависть, злоба на них помогала ребятам бороться с фашистами.

Молодогвардейцы были отчаянны, храбры, не боялись опасности. Несмотря на то, что шла война, они со свойственным им задором шутили, поддерживали друг друга, любили и дружили.

Предательство одного из них - Стахевича- привело к трагедии. Все члены организации были схвачены. Их пытали, а потом жестоко казнили. Цена предательства оказалась так велика.

«Ничто так не сближает людей, как пережитые вместе трудности ». В застенках фашистов ребята поддерживали друг друга, старались хоть как-то облегчить страдания друзей.

« Дружба! Сколько людей на свете произносят это слово, подразумевая под ним приятную беседу за бутылкой вина и снисхождение к слабостям друг друга! А какое отношение это имеет к дружбе? Нет, мы дрались по всякому поводу, мы совсем не щадили самолюбия друг друга, - да, если мы были не согласны, мы наносили друг другу «ножевые» раны! А дружба наша от этого только крепла, она мужала, она точно наливалась тяжестью …». Дружба ребят прошла проверку на прочность. Они выдержали, выстояли. Народ помнит подвиг молодых героев. На родине молодогвардейцев им установлен памятник, возле которого всегда живые цветы.
О многом заставляет задуматься роман А.Фадеева, о том, как надо любить Родину, народ, каким необходимо быть человеком, как нужно ценить дружбу, не предавать её, оставаться человеком в любых жизненных ситуациях.

А.Сент-Экзюпери « Маленький принц»

Сказку «Маленький принц Антуан де Сен-Экзюпери написал в годы Второй мировой войны, в 1943 году. Автор словно предупреждал человечество о последствиях непонимания, вражды между людьми, а значит, между народами и странами, отмечая, что спасти может только дружба, любовь, взаимопонимание, сочувствие мудрость людей.

Многие фразы произведения стали афоризмами. ««Любить - это не значит смотреть друг на друга, это значит смотреть в одном направлении».

Эти слова можно отнести и к дружбе. Настоящие друзья действительно стремятся понять друг друга, «смотреть в одном направлении», не конфликтовать, спокойно решать все возникающие проблемы.

Видеть мир глазами ребёнка – это так прекрасно. Ведь дети видят красоту природы, окружающих, понимают ложь и фальшь, замечают всё то, на что взрослые, порой за массой дел и проблем, уже давно перестали обращать внимание.

«Все мы родом из детства»,- пишет автор, то есть всё лучшее, что есть в нас,- это оттуда, из нашего далёкого детства.

Произведение философское, в нём столько размышлений о смысле жизни, о нравственных понятиях и принципах, о взаимоотношениях между людьми

Главному герою – Мальчику - открывается много истин. Одна из низ высказана Лисом, что люди могут быть равнодушны, бессердечны по отношению друг к другу, но могут быть и близки, дороги, нужны. Он понимает, что дружба - это составляющая счастья человека, жизнь «точно солнцем озарится », если что-то будет напоминать о друге. Самого главного нельзя увидеть глазами, нужно чувствовать всей душой, сердцем, тогда раскроется истинная красота таких человеческих отношений, как дружба. «Подлинные чудеса не шумны. И самые важные события очень просты».

« Создать узы»- вот что значит, по словам Лиса, приручить кого-то. «Мы все в ответе за тех, кого приручили». Сколько мудрости в этих словах: надо дорожить теми, кто близок тебе, доверился, надеется на тебя, надо беречь ценные человеческие отношения. Твоя роза так дорога тебе, потому что ты отдавал ей всю душу ,»- говорит Лис Мальчику»)

«Хорошо , если у тебя когда-то был друг, пусть даже надо умереть »,- к такому выводу приходят читатели, понимая, как высока цена дружбы.

«Зорко одно лишь сердце». Сердцем, всей душой нужно воспринимать жизнь, тогда будет надежда на то, что вражда не затмит разум людей, не приведёт к ужасным последствиям. Как же актуально звучало произведение в годы войны, как важно понять его сейчас, в наше довольно неспокойное время!

Дружба — одно из самых светлых и значимых чувств для человека. Настоящая дружба возникает между людь-ми, которые трепетно, бережно и терпеливо относятся друг к другу. Может быть, именно поэтому в своих произ-ведениях философы, писатели и поэты во все времена об-ращались и продолжают обращаться к теме дружбы, ожив-ляя ее новыми красками и раскрывая ее новые грани.

«Мир стал пустыней, и мы все пытаемся найти в ней товарищей», — справедливо отмечает Сент-Экзюпери — создатель прекрасной философской сказки-притчи «Малень-кий принц». Главный герой писателя живет на такой кро-хотной планете, что одновременно может видеть закат и восход солнца. Его единственным другом является прекрас-ная, но весьма капризная роза.

Уставший от капризов высокомерного цветка, Малень-кий принц отправляется в путешествие, на поиски друзей. Ведь путешествие — это всегда новые впечатления и но-вые знакомства. Но первая же встреча с королем, правя-щим миром без подданных, приносит Маленькому принцу разочарование. Не находит наш герой удовлетворения и в общении с пьяницей, вся жизнь которого проходит в веч-ном тумане похмелья. Плохо Маленькому принцу и с челове-ком, который постоянно что-то считает, и с фонарщи-ком, каждый вечер зажигающим фонари. Никто из них не может стать другом, потому что они не знают, что такое дружба.

Все меняется для Маленького принца, когда он попа-дает на Землю. Здесь, на огромной прекрасной планете, так много света, воздуха, зелени, красивых и необычных цветов. Здесь он встречает Лиса, который говорит: «Ты в ответе за тех, кого приручил». И эти слова пробуждают в душе Маленького принца чувство вины за оставленную в одиночестве беззащитную розу. Он начинает осознавать бесценность того единственного цветка, который остался на его маленькой планете. Маленький принц понимает смысл выражения, что «зорко одно лишь сердце, глазами многого не увидишь», и приходит к выводу: «Я не должен был бежать, за этими жалкими хитростями цветка и его уловка-ми надо было угадать нежность».

Вслед за Маленьким принцем мы приходим к убежде-нию, что не стоит искать друзей на далеких планетах, когда дома есть хотя бы одно существо, которому ты ну-жен, которое тебя любит и ждет и без которого тебе са-мому становится скучно.

Маленькая вихрастая Динка из одноименной повести В. Осеевой с большим трудом выдерживает долгую разлу-ку с Ленькой — своим близким другом и защитником. Дни кажутся бесконечно долгими, и ничто не радует прежде веселую и озорную девчонку. Она всматривается вдаль и ждет появления белого парохода, на котором уплыл Лень-ка. Она живет мечтой о том, что когда-нибудь снова смо-жет целыми днями вместе с Ленькой купаться, загорать, пить чай на утесе, лазить за арбузами и выдумывать но-вые игры.

В свою очередь Ленька тоже скучает без Динки в дале-кой Казани. Ни новая «одежа», ни новые впечатления и обязанности не могут отвлечь его мысли от маленькой под-ружки, которая осталась на далеком берегу и которую он с любовью называет Макакой.

О спасающей, объединяющей, помогающей выжить в невероятно тяжелых условиях дружбе рассказывает А. Приставкин в своей повести «Ночевала тучка золотая».

Лето 1944 года. Отощавших детей из российских дет-ских домов вывозят на юг, на освобожденные земли Кав-каза, чтобы подкормить. Однако гуманная идея оборачи-вается страшной трагедией, в результате которой погиба-ют и взрослые, и дети.

В центре внимания писателя судьба братьев-близнецов Кузьминых. Внешне они похожи друг на друга как две капли воды, а вот по характеру и поведению очень разные. Изобретательные и наивные, практичные и великодуш-ные, хваткие и простодушные, мальчишки в числе детдомовских ребят попадают на Кавказ и оказываются в самом очаге безумной братоубийственной войны.

Пустующие деревни, неубранные поля порождают в Кузьменышах непонятную внутреннюю тревогу. Ощуще-ние страха растет и ширится, когда братья пытаются ра-зобраться, кто стрелял в воспитательницу Регину Петров-ну? Кто и зачем взорвал грузовик, убив лихого двадцати-летнего шофера Веру, которая везла детдомовцев по пыль-ной дороге от станции на консервный завод? Материал с сайта

Вскоре Кузьменыши узнают о чеченцах — людях, кото-рые по воле Сталина были изгнаны с родной земли. Одна жестокость вызывает ответную жестокость, и уже ни в чем не повинные дети должны бежать по зарослям кукуру-зы, слыша за собой топот лошадиных копыт, шум погони, гортанный говор, и ожидать каждую минуту смерти. За что Колька должен переживать смертельный страх, превращающий его в маленького зверька? За что Сашке висеть на заборе со вспоротым животом, набитым пучка-ми желтой кукурузы, с початком, торчащим во рту?

И вот после смерти брата судьба сводит Кольку с чеченским мальчиком, таким же бездомным и одиноким. Они — оба сироты, оба жертвы жестоких обстоятельств — бесче-ловечной вражде взрослых противопоставляют свою дет-скую дружбу. В горах Кольке грозит смерть, и Алхузур умоляет своего соплеменника пощадить названого брата; в долине опасность подстерегает Алхузура, и теперь уже Кузьменыш закрывает собой маленького чеченца. Дети клятвенно утверждают, что они братья, и перед их сло-вами пасуют взрослые. Никто не может разнять отощав-ших, вцепившихся друг в друга мальчишек, потому что именно друг в друге для них открылся смысл непростой жизни.

На протяжении всей своей жизни человек стремится к счастью. Порой он и не подозревает, как оно близко. Сча-стлив будет тот, кто постарается сделать счастливым свое-го ближнего. Он приобретет в нем искреннего и преданно-го друга.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском

На этой странице материал по темам:

  • что такое дружба сочинение краткое содержание
  • сочинение мой друг мой мир
  • что такое дружба маленький принц
  • десять слов в маленьком принце о дружбе
  • сочинение дружба чудесное слово