Конспект по экологии в младшей группе зима. Конспект занятия по экологии во второй младшей группе на тему «Путешествие в зимний лес

Конспект для второй младшей группы «А зимою, в холода, превратилась в снег вода»

Задачи приоритетных образовательных областей:
- «Познавательное развитие»: развитие познавательно-исследовательской деятельности через зрительное, тактильное восприятие окружающего мира.
Образовательные задачи в интеграции образовательных областей:
- «Социально-коммуникативное развитие»: мотивация детей на включение в игровую деятельность, развитие воображения, приобщение к общепринятым нормам и правилам; сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей.
- «Познавательное развитие»: в процессе экспериментирования показать свойства снега: снег в тепле тает и становится водой, стимулировать поиск решения практических задач при помощи различных предметов (формочки, совочки) .
- «Речевое развитие»: формирование свободного общения, развитие речи.
-«Художественно-эстетическое развитие»: развитие двигательного творчества под знакомую музыку.
Планируемые результаты НОД:
Интегративные качества : инициативный, активный, эмоционально отзывчивый, любознательный, имеющий первичные представления об окружающем мире, овладевший умениями и навыками, необходимыми для экспериментальной деятельности.
Предпосылки УУД: коммуникативные – умение слушать; регулятивные – выполнять по заданному образцу и правилу.
Оборудование для педагога:
1. Игрушка Снеговик.
2. Аудиозапись (спокойная музыка)
Оборудование для детей:
1. Пластмассовые формочки и совочки (на каждого ребенка 2 формочки и 1 совок) .
2. Подносы для формовки.
3. Невысокие, широкие емкости для снега.
1. Введение в игровую ситуацию.
Дети входят в группу. Игровая зона.
Воспитатель обращает внимание детей на игрушку – Снеговика. Малыши ее рассматривают, трогают.
Воспитатель:
- Кто это? (Снеговик) .
- Снеговик веселый или грустный? (Грустный)
- Как вы узнали, что Снеговик грустный? (Губы у него опущены вниз) .
- Попробуем развеселить Снеговика?
- Вы хотите с ним поиграть? (Да)
Игра «Снег и ветер».
- Поиграем вместе с ним в игру «Снег и ветер».
Воспитатель предлагает детям собраться в кружок, взяться за руки. Говорит, что они будут снежинками.
Снег, снег кружится,
Белая вся улица!
Собрались мы в кружок,
Завертелись как снежок!
(А. Барто)
По сигналу воспитателя:
- Ветер подул сильный – сильный!
- Как подул? (Дети воспроизводят звук ветра) .
- Разлетелись снежинки!

Дети разбегаются в разных направлениях по группе, покачиваются, кружатся.
Воспитатель:
- Ветер стих, возвращайтесь снежинки в кружок. (Игра проводится 1 раз. Во время игры включить плавную музыку) .
Воспитатель:
- Как весело мы играли со Снеговиком!
2. Актуализация знаний.
Воспитатель:
- Снеговик опять грустный.
- Почему он грустный? (Ответы детей)
- Вы, ребята, все правы, но у Снеговика своя причина грусти.
- Спросите снеговика: «Почему ты грустный? »
Воспитатель прикладывает Снеговика к уху и говорит, что Снеговик хотел слепить из снега «пирожки», но не умеет это делать.
3. Затруднение в игровой ситуации.
Воспитатель:
- Как же помочь нашему Снеговику? (Ответы детей)
Воспитатель побуждает детей к высказываниям (слепить «пирожки»).
- Из чего? (Из снега).
- Где взять снег? (На улице).
4. Открытие нового знания.
Воспитатель вносит в группу емкость со снегом, собирает вокруг себя детей.
- Что это? (Снег).
-Какой он? (Белый, холодный).
Дети повторяют слова вместе с воспитателем, трогают снег.
- Какой стал снег в комнате? (Ответы детей)
- Повторим вместе слово «липкий».
- Почему снег стал липкий? (Тепло) .
Воспитатель:
- Снег стал липкий, из него можно лепить разные фигурки, «пирожки».
- Как будем делать пирожки? С помощью чего? (Ответы детей) .
- Посмотрите, как это делаю я.
Далее воспитатель совочком раскладывает снег в формочки для песка. Делает из снега на подносе снежные фигурки («рыбка», «цветочек». «бабочка» и т. п.)
Воспитатель:
- Красивые получились пирожки? (Да)
- А сами хотите слепить такие же? (Да)
5. Самостоятельная деятельность детей
Дети садятся за столы.
Воспитатель:
- Снег обязательно нужно брать чем? (Совком)
- Как укладывать будем снег в формочки? (Аккуратно, забивать плотно, утрамбовывать) .
Дети самостоятельно (под наблюдением воспитателя и Снеговика) лепят из снега фигурки, переворачивают наполненные снегом формочки на поднос. Затем подносы устанавливаются на общий стол.
Дети угощают Снеговика.
Воспитатель:
- Попробуй, Снеговик, какие красивые и вкусные «пирожки» сделали для тебя детки.
Воспитатель обращает внимание детей на изменение эмоционального состояния Снеговика.
Воспитатель:
- Изменился Снеговик? (Да)
- Какой стал Снеговик? (Веселый)
- Почему он стал веселый? (Мы ему помогли) .
Снеговик благодарит детей за то, что они научили его лепить из снега «пирожки».
Воспитатель:
- Ребята, а вы кушаете снег на прогулке? (Нет)
- Почему? (Заболит горло, можно заболеть) .
Игра «Заморожу»
- А теперь поиграем. Вставайте в круг. Воспитатель пытается заморозить детям ручки, ножки, ушки и т. п., дотрагиваясь до детей. Дети прикрывают ладошками те места, до которых пытается дотронуться воспитатель.
Воспитатель:
- Как весело мы поиграли!
6. Наблюдение
Воспитатель обращает внимание на снежные фигурки.
Воспитатель:
- Дети, посмотрим на наши пирожки.
- Что с ними происходит? (Тают)
- Во что они превращаются? (В воду)
А почему они превращаются в воду? (Потому что тепло)
Дети наблюдают, как снежные «пирожки» постепенно превращаются в воду.
Воспитатель:
- Не грустите о том, что снежные фигурки растаяли, мы пойдем гулять и сделаем «пирожки» из снега на улице.
- А снег на улице растает? (Нет)
- Почему? (Потому что на улице холодно)
7. Итог занятия
Воспитатель собирает детей около себя.
Воспитатель:
- Что вы сегодня делали? (Ответы детей)
- Трудно вам было лепить снежные «пирожки»? (Ответы детей)
- У вас все получилось? (Ответы детей)
- Кому вы помогали? (Снеговику)
- Вы помогли Снеговику, потому что знаете, что снег в тепле становится липкий и из него можно сделать «пирожки»
- А что случилось с нашими «пирожками»? (Они растаяли)
- А почему они растаяли? (Потому что тепло)

Развивать у детей познавательный интерес к жизни леса и его обитателям.

Способствовать углублению и обобщению знаний детей о диких животных, птицах. расширять представления о лесе и его обитателях;

Продолжать знакомить с характерными особенностями времени года;

Познакомить со свойствами льда и снега;

Развивать память, связную речь;

Развивать умение слушать друг друга.

Воспитывать любовь, бережное отношение к природе, проявлять заботу и внимание ко всему живому, формировать доброжелательность.

Оборудование, материал:

Подносы для опытов;

Ёлка искусственная, ветка березы, берлога медведя, медведь- игрушка, сугроб, кормушки (по количеству детей), корм (семена подсолнечника, крупа пшённая), лесная лаборатория лёд, снег.

Ход занятия .

«Доброе утро»

Доброе утро, глаз!

Вы проснулись?

(Потереть глазки, сделать из пальчиков бинокль и посмотреть друг на друга.)

Доброе утро, ушки!

Вы проснулись?

Погладить ушки, приложить ладошки за ушками. (Изобразить уши слона.)

Доброе утро, ручки!

Вы проснулись?

Погладить рука об руку, похлопать в ладоши.

Доброе утро, ножки!

Вы проснулись? Погладить ножки, встать на коленки, руки – в упоре перед собой и постучать носочками по ковру.

Доброе утро, дети!

Мы проснулись! (Поднять руки вверх.)

Ребята давайте я вам загадаю загадку.

Белым пледом лес укрыт,

И медведь в берлоге спит.

Снег, как белая кайма.

Кто хозяйничал? (Зима.)

Воспитатель: Ребята давайте вспомним какое у нас время года?

Воспитатель. А как же вы догадались, что именно зима?

Дети. На улице холодно, много снега, солнце светит, но не греет, деревья стоят голые, нет листочков, одеты в тёплую одежду, можно кататься на санках, на лыжах, на коньках.

Еще какие времена года вы знаете?

Весна, лето, осень.

Ребята сегодня мы с вами отправимся в зимний лес, хотите?

Воспитатель. Молодцы ребята. Чтобы попасть в лес, нам нужно пройти по дороге.

Воспитатель. Ребята, мы с вами подошли к лесу. Посмотрите, какой красивый зимний лес.

Идет волшебница-зима,
Пришла, рассыпалась клоками
Повисла на суках дубов,
Легла волнистыми коврами
Среди полей вокруг холмов.
Брега с недвижною рекою
Сравняла пухлой пеленою;
Блеснул мороз, и рады мы
Проказам матушки-зимы.

Воспитатель. А кто это храпит? Прислушайтесь.

Дети. Медведь.

Воспитатель. Правильно. А что медведь делает зимой?

Дети. Спит в своей берлоге.

Воспитатель. А каких ещё животных, которые живут в лесу, вы знаете?

Дети. Заяц, лиса, белка, волк.

Воспитатель. Медведь, заяц, белка, волк, лиса живут в лесу. А как можно назвать животных, которые живут в лесу?

Дети. Дикие.

Раздаётся вой ветра, входит Хозяйка леса.

Хозяйка леса. Здравствуйте ребята!

Дети. Здравствуйте.

Хозяйка леса. Меня зовут Хозяйкой леса. Услышала чьи-то голоса в лесу и пришла посмотреть, кто же здесь шумит?

Воспитатель. Ребята будут вести себя тихо, не будут шуметь. Хозяйка леса, мы с детьми принесли подарки. Это кормушки для птиц. Их сделали дети со своими мамами и папами. А ещё мы с собой принесли корм, чтобы накормить птиц в лесу. Сейчас зима, птицам кушать нечего. А самое страшное для них - голод. (Дети дарят кормушки и корм Хозяйке леса.)

Хозяйка леса. Спасибо, молодцы ребята. Какие красивые кормушки вы сделали вместе с папами и мамами. Я развешу кормушки на деревья и насыплю им корма, наши птицы не останутся голодными. А сейчас я хочу вам напомнить о правилах поведения в лесу.

НЕ ломайте, детки!
У деревьев ветки!
Каждая веточка
Для дерева- деточка.

НЕ бери собаку в лес:
Видишь, пёс в гнездо полез.
Он не понимает,
Что птенцов пугает!

Ёж пыхтит и морщится:
«Что я вам, уборщица?
Лес никак не подмету,
Соблюдайте чистоту»!

Не шумите в лесу, ребята,
Лесным жителям это неприятно!
Соблюдайте тишину,
Шум не нужен никому.

Воспитатель. Хозяйка леса, мы обязательно запомним эти правила.

Хозяйка леса. Посмотрите сколько вокруг деревьев: ели, берёзы. Мой лес называется смешанным, потому что здесь вперемешку растут разные деревья. Деревья бывают и низкие, и высокие. А знаете ли вы названия деревьев? Вот это дерево, как называется?

Дети. Берёза.

Хозяйка леса. А что есть у берёзы?

Дети. Ствол, ветки.

Хозяйка леса. Берёза – высокое дерево. А это что за дерево стоит, усыпанное белым снегом?

Дети. Ёлка...

Хозяйка леса. А что есть у ёлки?

Дети. Ствол, ветки, хвоя.

Хозяйка леса. Вы всё знаете. В моём лесу свежий воздух. Подышим вместе. (Дети делают упражнение на дыхание.)

Упражнение на дыхание

«Вертушка»

Цели: тренировка навыка правильного носового дыхания; укрепление мышц лица; формирование углубленного вдоха.

Оборудование: вертушка.

Веселая вертушка

Скучать нам не дает.

Веселая вертушка

Гулять меня зовет.

Веселая вертушка

Ведет меня к реке,

Где квакает лягушка

В зеленом тростнике.

Воспитатель показывает правильное выполнение упражнения: носом вдохнули глубоко, чтобы ветерок сильный был, губы трубочкой сложили, подули. Долго дует ветерок. Повторить 3-4 раза.

Воспитатель: Сегодня мы с вами проведём опыты и узнаем, чем похожи между собой снег и лёд и чем они отличаются.

Хозяйка леса:

Опыт №1. «Воздействие температуры» .

Ребята, как вы думаете, из чего образуются снег и лёд ?

Дети: Из воды.

Хозяйка леса: А как мы можем это с вами проверить?

Дети: Надо снег и лёд взять в руки .

Хозяйка леса: Тогда проверим это предположение и проведем эксперимент. Положите на одну ладошку снег , а на другую – лед. Посмотрите на ладошки. Какие они? Что произошло?

Дети: Они мокрые.

Хозяйка леса: Обе ладошки мокрые? Почему? Что можно сказать про снег ? А что про лед?

Дети: Лед и снег начали таять от тепла рук.

Хозяйка леса: Правильно, под действием тепла снег и лед превратились в воду.

Хозяйка леса: Какой мы с вами можем сделать вывод?

Дети: В тепле снег и лёд тают , превращаясь в воду, значит, снег и лёд это - замёрзшая вода.

Хозяйка леса хвалит детей и прощается с детьми.

Дети вернулись в детский сад.

Анализ занятия

Куда мы сегодня ходили с вами?

Что видели по дороге?

Кто встретился в лесу?

Фатима что тебе больше всего понравилось?

А тебе Ахмед?

Воспитатель. Молодцы ребята. Сегодня мы ходили в лес: видели берлогу медведя, встретилась нам Хозяйка леса, мы узнали из опыта, снег и лёд это - замёрзшая вода.

Дата публикации: 30.01.18

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Синеглазка»

Муниципального образования город Ноябрьск

НОДзанятия по(ОО «Познавательное развитие»).. втораямладшая группа

Воспитатель:

Васильева Галина Васильевна

Тема: «Путешествие в зимний лес»

Цель: знать и называть диких животных, их среду обитания и чем они питаются в зимний период. развитие активности и любознательности детей младшего дошкольного возраста в процессе познавательной деятельности.

Закреплять представления детей о лесных животных; обогащать и активизировать словарь детей по теме «Зима».

Воспитывать аккуратность; воспитывать чувство дружбы.

Предварительная работа: рассматривание зимних иллюстраций, игры с крупой «Найди, что спрятано», загадывание загадок; рассматривание иллюстраций животных; чтение художественной литературы по теме «Зима».

Оборудование: мультимедийное оборудование, презентация «В зимнем лесу», мелкие игрушки «Лесные звери», снежинка с заданием, влажные салфетки, полоски синей бумаги, тарелочки с гуашью, письмо от Снеговика.

Ход занятия

Дети входят в группу.

Воспитатель: Ребята, к нам сегодня пришли гости, давайте с ними поздороваемся.

Дети: Здороваются.

Стук в дверь.

Воспитатель: Ой, что это? стук в дверь.

Воспитатель: Дети, нам пришло письмо.(От кого это, это письмо)

Воспитатель: Правильно! Ребята, это письмо нам прислал Снеговик, он хочет с нами поиграть, спрятался в лесу и ждет не дождется, когда мы его найдем. С играть в игру……

«Снеговик пропал» – стихотворение с движениями.

Снеговик в лесу пропал – (поднять руки вверх, изображая деревья).

Он куда-то убежал – (изображаем бег).

Может, испугался волка – (обнимаем себя, изображая страх).

Может, зайка сбил с дороги – (показываем ушки).

И в сугробах тонут ноги – (поочередно высоко поднимаем ноги).

Как же нам его спасти? Нужно в лес за ним пойти.

Воспитатель: мы пойдемискать Снеговика?

Воспитатель: А чтобы нам легче было искать его, Снеговик оставил нам снежинки-подсказки (Воспитатель достает из конверта снежинку, обращает внимание детей).

Воспитатель: Смотрите, волшебная снежинка, на ней написано, для того чтобы попасть в зимний лес, нам с вами нужно превратится в маленькие пушистые снежинки…и мы с вами окажемся в зимнем лесу. Мы с вами скажем волшебные слова и полетим в зимний лес.

Воспитатель:

Вокруг себя повернись

И в снежинку превратись.

Полетели снежинки над полями, над лесами, над высокими домами… (Дети повторяют слова и изображают полет снежинок, передвигаясь по группе).

Воспитатель: Вот мы и лесу (Слайд зимний лес)

Воспитатель: В какой лес мы попали?

Дети: В зимний.

Воспитатель: А почему вы думаете, что это зимний лес?

Дети: Время года зима

Дети: Много снега.

Дети: Все деревья в снегу

Воспитатель: Какой снег?

Дети: Белый, холодный, пушистый, мягкий.

В. - Посмотрите сколько следов на снегу. Чьи они?

Д. - (Смотрят на следы). Это следы животных.

В. – Значит в лесу живут не только деревья. Но и животные (звери). Давайте по следам поищем нашего снеговика.

В. – Ребята, как вы думаете, кого мы можем встретить в лесу?

Воспитатель: Смотрите, еще одна снежинка. Снеговик оставил нам загадки про лесных зверей. Если вы правильно их отгадаете, то увидите на экране отгадку (Детям загадываются загадки).

Воспитатель:

Длинное ухо, комочек пуха,

Прыгает ловко, любит морковку.

Дети: Заяц (Показ слайда).

Воспитатель: Юля зайка какого цвета, чем питается заяц.

Воспитатель: Емиль зайка строит себе дом?

Воспитатель: «По веточкам скачет, да не птица. Рыжая да не лисица».

Дети: Белка (Показ слайда).

Как вы догадались?

Чем питается белка?

Где дом у белки?

Что помогает ей ловко перепрыгивать с ветки на ветку?

Делает ли она запасы на зиму? Что запасает? Кто у неё детёныши?

Воспитатель: Кто зимой холодной

Ходит злой, голодный?

Дети: Волк (Показ слайда).

Воспитатель: Всех зверей она хитрей,

Шубка рыжая на ней.
Пышный хвост её краса,
Это - рыжая...

Дети: Лиса (Показ слайда).

В. - Как вы узнали ее?

Д. – Рыжая, а кончик хвоста белый.

Воспитатель: У лисы домик как называется; чем питается лиса

Воспитатель: Летом в лесу гуляет, зимой в берлоге отдыхает.

Дети: Медведь. (Слайд медвежья берлога).

Воспитатель: А медведя не видно. Почему?

Дети: Он спит в берлоге под снегом. (Слайд медведь в берлоге).

А чем он питается, когда спит? (сосёт лапу) Что любит мишка кушать? (мёд, малину, рыбу,...) Ребята, а можно шуметь возле берлоги?(...) Почему?(...) А когда вы спите, можно шуметь? (…) Нужно заботиться обо всех, кто хочет спать. Пусть медведь спит в берлоге до весны, сил набирается, проснётся сильным и отдохнувшим.

В. - А кто еще спит зимой?

В. - Не будем их будить, пусть спят до весны, а мы отправимся дальше.

Как вы думаете, легко зверям в лесу зимой? (нет) Почему? (холодно, голодно, ...) Молодцы! Вы всё сказали правильно.

Воспитатель: Какие, вы у меня молодцы! Все загадки правильно отгадали, а снеговика не где невидно?

Воспитатель: Ой ребята смотрите, кто же это гулял в лесу и оставил такие интересные следы?

Наш Снеговик, вон посмотрите, он стоит далеко. (Слайд – Снеговик стоит вдалеке).

Воспитатель: Да как же мы туда доберемся, ведь в лесу так много снега? Давайте, протопчем тропинку.

Ножки выше поднимайте, по сугробам вы шагайте.

Топ-топ, топ-топ и закончился сугроб.

(Дети имитируют движение, как идут по глубокому снегу, подходим к столам, на которых находятся баночки с белой краской и полоски голубой бумаги)

Воспитатель: Ребятки, а давайте нарисуем тропинку до нашего Снеговика.

Ответ детей.

Воспитатель: А нарисовать тропинку нам помогут наши пальчики.

(Объясняю и показываю способ рисования пальчиками).

Воспитатель: Посмотрите, как мы с вами будем рисовать. Я опущу свой пальчик в баночку с краской, а потом поставлю след на своей тропинке и ещё нарисую много-много следов. Когда я закончу рисовать, свои пальчик вытру влажной салфеткой, чтобы руки стали чистыми.

Воспитатель: Приступайте к работе.

Дети выполняют работу. (Помогаю тем, кто затрудняется)

Воспитатель: Какие у нас с вами замечательные дорожки получились. Давайте разложим тропинки рядышком друг с другом, чтобы получилась длинная дорожка.

Воспитатель: Смотрите, ребята, вот мы и добрались до Снеговика. (Слайд – Снеговик машет рукой детям).

Воспитатель: Молодцы! ребята, вы сегодня дружно играли, все загадки отгадали, Снеговика нашли, у нас всё получилось! Если что-то делать вместе и дружно, то всё получится, и вы со всем справитесь. Молодцы, похлопайте себе и друг другу в ладоши. (Дети хлопают в ладоши) Я вами очень довольна. Пора нам с вами возвращаться в наш любимый детский сад произносим волшебные слова:

Вокруг себя повернулись,

И в ребяток превратились

Рефлексия.

Куда мы с вами ходили? Кого видели? Чем занимались?

Попрощайтесь с нашими гостями.

Конспект занятия по экологии

во второй младшей группе

на тему «Путешествуем зимой»

Цель:

Развивать у детей познавательный интерес к жизни леса и его обитателям.

Задачи:

Способствовать углублению и обобщению знаний детей о диких животных, птицах, деревьях, рыбах;

Расширять представления о лесе и его обитателях;

Продолжать знакомить с характерными особенностями времени года;

Познакомить со свойствами льда и снега;

Продолжать учить понимать и использовать слова, обозначающие соотношение предметов по размеру: широкий - узкий, высокий - низкий.

Развивать память, связную речь, умение анализировать, делать выводы;

Развивать умение слушать друг друга.

Воспитывать интерес у детей к жизни леса, умения вести себя в лесу;

Воспитывать любовь, бережное отношение к природе, проявлять заботу и внимание ко всему живому, формировать доброжелательность.

Предварительная работа:

Рассматривание наглядно-дидактических пособий с изображением диких животных, деревьев, птиц, рассматривание альбома «Времена года»;

Беседы о зиме, чтение стихотворений о зиме, загадки о птицах, животных;

Чтение сказок о животных;

Дидактические игры «Дикие животные», «Птицы», «Мир животных»;

Работа с родителями - вместе с детьми сделали кормушки;

На прогулке кормили птиц.

Оборудование, материал:

Дорожка (2 шнура =2 метра), река (полотно ткани белого цвета, полотно ткани голубого цвета, пластмассовые рыбки 5 штук), ёлка искусственная, ветка березы, вата, берлога медведя (ткань белого цвета, стульчики, медведь- игрушка), сугроб (полотно ткани белого цвета), кормушки (по количеству детей), корм (семена подсолнечника, крупа пшённая), лесная лаборатория (2 стола, полотно ткани песочного цвета, полотно ткани белого цвета), лёд, снег, подносы 7 штук, салфетки из ткани по количеству детей, магнитофон, картон красного цвета, фонограмма «Вой ветра».

Ход занятия .

Воспитатель . Ребята, а вы хотите отправиться в зимний лес?

Дети . Да, хотим.

Воспитатель . Скажите мне, пожалуйста, какое сейчас время года?

Дети . Зима.

Воспитатель . А как же вы догадались, что именно зима?

Дети . На улице холодно, много снега, солнце светит, но не греет, деревья стоят голые, нет листочков, одеты в тёплую одежду (шуба, валенки, тёплая шапка, варежки, тёплые штаны), можно кататься на санках, на лыжах, на коньках.

Воспитатель . Молодцы ребята. Чтобы попасть в лес, нам нужно пройти по дороге. Перед нами лежит дорога. Какая она по ширине?

Дети . Широкая.

Дети парами проходят по дороге.

Воспитатель . Вот мы дружно прошли по дороге. Посмотрите, куда нас привела эта дорога?

Дети . К реке.

Воспитатель . Правильно, подошли мы к реке. Зимой река замерзает, покрывается льдом. А кто это подо льдом?

Дети . Рыба.

Воспитатель . Рыба зимой не замерзает, она засыпает. А когда приходит весна лёд тает и превращается в воду, рыба начинает вновь плавать. А как вы думаете, холодно ли им подо льдом?

Дети . Холодно.

Воспитатель . Все тело рыбы, и голова, и плавники, все спит, холода не чувствует.

Воспитатель . Чтобы дойти до леса, нам нужно перейти через реку по мосту. Какой красивый мост. Нам предстоит перейти реку по мосту. Какой он по ширине?

Дети . По узкому.

Воспитатель . Молодцы. Чтобы не упасть в реку, возьмёмся одной рукой за перила и перейдём по мосту на другую сторону.

Дети друг за другом проходят по мосту .

Воспитатель . Ребята, мы с вами подошли к лесу. Посмотрите, какой красивый зимний лес.

Он укутан белым снегом. Чародейкою Зимою

Околдован, лес стоит, И под снежной бахромою,

Неподвижною, немою, Чудной жизнью он блестит.

И стоит он, околдован, Не мертвец и не живой -

Сном волшебным очарован, Весь опутан, весь окован

Лёгкой цепью пуховой... (Раздаётся храп медведя).

Воспитатель . А кто это храпит? Прислушайтесь.

Дети . Медведь.

Воспитатель . Правильно. А что медведь делает зимой?

Дети . Спит в своей берлоге.

Воспитатель . А каких ещё животных, которые живут в лесу, вы знаете?

Дети . Заяц, лиса, белка, волк.

Воспитатель . Медведь, заяц, белка, волк, лиса живут в лесу. А как можно назвать животных, которые живут в лесу?

Дети . Дикие.

Воспитатель . Молодцы. А каких перелётных птиц вы знаете?

Дети . Синицы, снегири.

Воспитатель . Правильно, к нам прилетают синицы, снегири.

Раздаётся вой ветра, входит Хозяйка леса.

Хозяйка леса. Здравствуйте ребята!

Дети . Здравствуйте.

Хозяйка леса . Меня зовут Хозяйкой леса. Услышала чьи-то голоса в лесу и пришла посмотреть, кто же здесь шумит?

Воспитатель . Ребята будут вести себя тихо, не будут шуметь. Хозяйка леса, мы с детьми принесли подарки. Это кормушки для птиц. Их сделали дети со своими мамами и папами. А ещё мы с собой принесли корм, чтобы накормить птиц в лесу. Сейчас зима, птицам кушать нечего. А самое страшное для них - голод. (Дети дарят кормушки и корм Хозяйке леса).

Хозяйка леса . Спасибо, молодцы ребята. Какие красивые кормушки вы сделали вместе с папами и мамами. Я развешу кормушки на деревья и насыплю им корма, наши птицы не останутся голодными. А сейчас я хочу вам напомнить о правилах поведения в лесу .

Если в лес пришёл гулять, Свежим воздухом дышать,

Бегай, прыгай и играй, Только, чур, не забывай,

Что в лесу нельзя шуметь: Даже очень громко петь.

Испугаются зверюшки, Убегут с лесной опушки.

Ветки дуба не ломай, Никогда не забывай.

Здесь не нужно всех ловить, Топать, хлопать, палкой бить.

Ты в лесу – всего лишь гость. Здесь хозяин – дуб и лось.

Их покой побереги, Ведь они нам не враги!

Воспитатель . Хозяйка леса, мы обязательно запомним эти правила.

Хозяйка лес а. Посмотрите сколько вокруг деревьев: ели, берёзы. Мой лес называется смешанным, потому что здесь вперемешку растут разные деревья. Деревья бывают и низкие, и высокие. А знаете ли вы названия деревьев? Вот это дерево, как называется?

Дети . Берёза.

Хозяйка леса. А что есть у берёзы?

Дети . Ствол, ветки.

Хозяйка леса . Берёза – высокое дерево. А это что за дерево стоит, усыпанное белым снегом?

Дети . Ёлка...

Хозяйка леса . А что есть у ёлки?

Дети . Ствол, ветки, хвоя.

Хозяйка леса. Вы всё знаете. В моём лесу свежий воздух. Подышим вместе. (Дети делают упражнение на дыхание).

Упражнение на дыхание

1. Глубокий вдох носом. Выдох ртом, губы трубочкой. (3 раза)

2. Руки за спину, грудь вперёд, спина прямая, голову приподнять. Вдох ртом. Выдох носом. (3 раза)

Хозяйка леса. Молодцы, немножко отдохнули. А сейчас приглашаю в мою лесную лабораторию. Мы с вами будем ставить опыт.

Опыт по определению прозрачности снега и льда

Ход опыта:

Перед детьми стоит один поднос со льдом, а другой со снегом. Сначала рассмотрим с детьми снег.

Хозяйка леса. Какой снег на вид и на ощупь? Потрогайте его и рассмотрите.

Дети . Холодный, мокрый, белый.

Хозяйка леса . Молодцы. А какой лёд? Дотроньтесь до него.

Дети . Холодный, мокрый.

Хозяйка леса. Хорошо. А сейчас под кусок льда и комок снега положу красный лист бумаги. Что вы увидели под комком снега?

Дети . Ничего.

Хозяйка леса . Значит, снег непрозрачный. Что увидели под куском льда?

Дети . Красную бумагу.

Хозяйка леса. Мы сделаем вывод, что лёд – прозрачный.

Воспитатель . Сегодня мы узнали о свойствах льда и снега. Из поставленного опыта мы видим, что лёд - прозрачный, а снег - непрозрачный.

Мы много нового узнали у тебя в гостях, Хозяйка леса, спасибо тебе. Что-то мы очень сильно замёрзли, пора бы нам вернуться.

Хозяйка леса . Раз вы так сильно замерзли, помогу быстрее очутиться в детском саду. Я подую, и ветер вас донесёт до детского сада. (Дети садятся на стульчики).

Воспитатель . Как мы рады очутиться в детском саду. Здесь очень тепло, светло, уютно.

Анализ занятия.

Куда мы сегодня ходили с вами?

Что видели по дороге?

Кто встретился в лесу?

Катя что тебе больше всего понравилось?

А тебе Данил?

Воспитатель. Молодцы ребята. Сегодня мы ходили в лес: шли по широкой дороге, по узкому мостику, видели берлогу медведя, встретилась нам Хозяйка леса, мы узнали из опыта, что лед - прозрачный, а снег - непрозрачный. Наше занятие окончено.

Конспект занятия по экологическому воспитанию во второй младшей группе «Путешествие в зимний лес».

Цель: знать и называть диких животных, их среду обитания и чем они питаются в зимний период.

    Расширять представление детей о внешнем виде и образе жизни лесных зверей зимой (заяц, белка, медведь).

    Упражнять в подборе характерных признаков к животному, а также подбирать глаголы, обозначающие характерные действия животного.

    Обогащать и активизировать словарь в соответствии с лексической темой «Звери зимой».

    Продолжать формировать умение детей согласовывать слова в предложении.

    Развивать умение участвовать в беседе.

    Воспитывать доброжелательное, заботливое отношение к животным, природе.

Словарная работа: лес, дикие животные, жилище, голодно.

Оборудование: запись хруста снега; картина лесной полянки, предметные картинки; мягкие игрушки: заяц, белка, медведь; раздаточный материал: грибы, шишки, морковь; следы зайца; манная крупа в лоточке на каждого ребёнка; модули, скакалки.

Предварительная работа: беседы о диких животных; отгадывание загадок о зиме, диких животных; рассматривание иллюстраций диких животных; д\игры «Кто, где живёт», «Чьи детки», «Необыкновенный обед».

Ход занятия.

Организационный момент.

Круг радости:

Наши умные головки Будут думать много, ловко.

Ушки будут слушать,

Ротик четко говорить.

Ручки будут хлопать,

Ножки будут топать.

Спинки выпрямляются,

Друг другу улыбаемся.

    Ребята, посмотрите, у нас сегодня гости, они рады вас видеть, они вам улыбаются. Давайте и мы подарим нашим гостям свои улыбки и поздороваемся с ними.

    Ребята, отгадайте загадку:

Время года, время года

Когда спит кругом природа

С золотыми берегами

Под пушистыми снегами, {зима)

    Какие приметы зимы вы знаете? (идёт снег, холодно, тепло одеваются, ...)

    Интересно, а что сейчас происходит в лесу. Хотите отправиться в путешествие? (да)

    Только сначала вспомните правила поведения в лесу.

(воспитатель показывает карточки, а дети объясняют, что на них изображено)

    Молодцы! Теперь я уверена, что вы готовы к путешествию в лес.

    Ребята, а на улице тепло или холодно? (холодно) Что нам надо сделать, прежде чем отправиться в лес? (одеться потеплее)

(дети имитируют процесс одевания)

Обуваем ножки в тёплые сапожки,

Шапку на головку, тёплую куртку,

На руки перчатки.

В лес отправимся гулять, будем весело шагать.

(звучит запись хруста снега)

    Вот какие сугробы метель намела. Перешагивайте через сугробы (дети перешагивают через модули, лежащие на полу) и проходите по волшебному мостику (скакалки), который ведёт в зимний лес.

    Вот мы и в лесу!

Послушайте, какая тишина в снежном царстве. Какой замечательный морозный воздух. Вы чувствуете, чем пахнет в зимнем лесу? Пахнет свежестью, чистотой и прохладой.

Дыхательная гимнастика.

    Дети, а кто живёт в лесу? (...)

    на деревьях живёт и орешки грызёт (белка),

    кто зимой холодной ходит злой голодный (волк),

    зимой белый, летом серый (заяц),

    хитрая плутовка, рыжая головка, хвост пушистый - краса, а зовут её .. .(лиса)

    этот зверь в берлоге спит, лижет лапу и ворчит (медведь),

    словно ёлка, весь в иголках (ёж).

    Как называются эти животные? Почему они так называются? (сами добывают себе корм, строят жилища, заботятся о детёнышах)

Игра «Кто где живёт».

    Ребята, а вы знаете, кто где живёт? (...)

    Как вы думаете, легко зверям в лесу зимой? (нет) Почему? (холодно, голодно, ...) Молодцы! Вы всё сказали правильно.

    Ребята, смотрите, чьи-то следы. Как вы думаете, кто их оставил?(...)

(если дети не догадываются, то загадать загадку):

Косоглазый, маленький, в белой шубке, в валенках.

Серое брюшко, длинное ушко)

    Правильно, эти следы оставил заяц. Давайте мы по ним пойдём и посмотрим, куда они нас приведут.

    Что это за дерево? (ёлочка)

    А кто нас встречает под ним? (заяц)

Какой он? (белый) Почему он белый? (...) А каким он будет летом? (...)

    Что зайка любит кушать? (...) А чем он питается в зимнем лесу? (...)

    У меня для зайчика припасена морковка. Давайте прочитаем стишок про морковку и угостим зайчика:

Я полезный, вкусный овощ.

Сочная и гладкая.

Любят зайчики меня.

Я морковка сладкая.

{кладут морковь в корзинку и ставят под ёлку)

    Посмотрите, что это такое? {скорлупа от орехов)

    Кто мог её оставить? {белочка) А где же она? {на ёлке)

    Давайте встанем в круг и поговорим о белочке. На вопросы отвечай, шишку другу передай. {Где живёт белочка? Какое это животное? Как называется её домик? Делает ли она запасы на зиму? Что запасает? Кто у неё детёныши? Что белочка умеет делать?...)

    Молодцы! Что-то я замёрзла. Давайте с вами поиграем, чтобы согреться. Физминутка «Белка».

{воспитатель говорит слова, выкладывая грибы и шишки из корзинок)

Зверька узнаем мы с тобой по двум таким приметам

Он в шубке серенькой зимой, а рыжей шубке летом.

(дети хором говорят)

Белка сушит сыроежки, лапкой с ветки рвёт орешки.

Все припасы в кладовой пригодятся ей зимой.

(собирают грибы и шишки в разные корзинки)

    Давайте эти грибы и шишки мы оставим белочке, (воспитатель ставит корзинки под ёлку) А сами отправимся дальше.

    Сколько снега намело, (приподнимает край ткани - виден спящий медведь) Кто это? (медведь) Как называется его жилище? (берлога) Что он там делает7(спит) Почему?(...)А чем он питается, когда спит? (сосёт лапу) Что любит мишка кушать? (мёд, малину, рыбу,...) Ребята, а можно шуметь возле берлоги?(...) Почему?(...) А когда вы спите, можно шуметь? (…) Нужно заботиться обо всех, кто хочет спать. Пусть медведь спит в берлоге до весны, сил набирается, проснётся сильным и отдохнувшим. У меня и для мишки есть гостинец - бочонок с мёдом. Проснётся - покушает.

(воспитатель оставляет возле берлоги бочонок с мёдом)

    Ребята, помогите деткам животных найти своих мам.

Игра «Чьи детки».

(раскладывают карточки мам к деткам, работа в парах)

Игра «Необыкновенный обед».

    Дружно сели животные обедать за один большой стол, но что это? Очевидно, кто-то нарочно перепутал тарелки с едой. Помоги найти животным то, что каждый из них ест.

    Молодцы, ребята. Справились и с этой игрой.

    Смотрите на нашу полянку кто-то пришёл. Солнышко ненадолго к нам пришло. Зимой оно гостит у нас редко, а в лесу у зверят и того меньше. Давайте нарисуем солнышко и подарим нашим лесным зверятам, (дети рисуют на манной крупе). Звери будут рады нашему подарку.

    А нам пора возвращаться в детский сад. По мостику, через сугробы. Вот мы и пришли в детский сад. Раздевайтесь - варежки, шапку, куртку, сапожки.

Рефлексия.

    Куда мы с вами ходили? Кого видели? Чем занимались?

    Если вам понравилось наше путешествие возьмите весёлые снежинки. Что понравилось тебе, Ева? А тебе, Рома? А тебе, Кира? Я тоже возьму себе снежинку - мне понравилось с вами путешествовать, вы хорошо потрудились. Попрощайтесь с нашими гостями.