Как помочь ребенку с завышенной самооценкой. «Мама, почему я никто»: как поднять самооценку ребенку и сделать его уверенным в себе

Здравствуйте, дорогие читатели блога! С вами — психолог Ирина Иванова. Сегодня мне позвонила расстроенная подруга: «Ты представляешь, моя дочка «Тест десяти ступенек» выполнила хуже некуда! Не поднялась выше третьей ступеньки! Теперь на семейном совете решаем, как поднять самооценку ребенку!»

Сначала я ничего не могла понять, что за ступеньки, но она мне объяснила, что это экспресс-тест, проводимый детскими психологами для оценки притязаний ребенка на признание. Можно рассчитывать на объективные результаты уже в 4 года, когда у детей появляются предпосылки к появлению этих качеств.

Если кратко, его можно описать следующим образом: психолог объясняет, что на нижних ступеньках нарисованной лестницы стоят невоспитанные и не очень хорошие дети, а на самых высоких – смелые, честные и воспитанные. Малышу предлагается показать, на какую ступеньку он бы поставил себя. Первые 3 ступеньки – признак заниженной самооценки, с 4 по 7 – адекватный показатель, с 8 по 10 – самооценка завышена.

Как понять, что у детей низкая самооценка?

Тревогу родителей по поводу неуверенности ребенка в своих возможностях можно понять. Человек с заниженной самооценкой обречен всегда быть на вторых ролях, он боится принимать решения, и часто неуверен в себе.

При самых блестящих способностях такой специалист в любой сфере останется простым исполнителем, ему чуждо здоровое честолюбие. Даже в школе дети с заниженной самооценкой учатся хуже, они не в состоянии развить заложенный в них потенциал.

Причина заниженной самооценки – особенности темперамента, наложенные на издержки воспитания. Дети, которых чаще и критикуют, находя все новые ошибки и негативные черты характера, чем хвалят и поддерживают, рано или поздно поверят, что они не так уж и хороши, талантливы и способны.

Нужно обладать очень сильным характером, чтобы в таких условиях сохранить умение самостоятельно принимать решение и уверенность. И, наоборот, ребенок, с раннего возраста пользующийся поддержкой и одобрением родителей, всегда в центре внимания и уверен в собственной правоте.

Признаки заниженной самооценки:

  • Неумение просить о помощи и принимать протянутую руку;
  • Боязнь принимать решения даже в незначительных ситуациях;
  • Недоверчивость и обидчивость;
  • Ребенок избегает коллективных игр, выбирает занятия, требующие уединения;
  • Неумение принимать похвалу, неуверенность в том, что ее достоин;
  • Постоянное стремление быть на заднем плане, отдавать все «лавры» другим;
  • Боязнь быть недооцененным или обманутым, тревожность.

Повысить детскую самооценку можно, если правильно выбрать тактику воспитания нерешительного ребенка.

Как правильно хвалить и повышать уверенность в себе

Похвала – очень мощный инструмент, с помощью которого можно помочь детям поверить в себя. Не стоит сыпать поощрения направо и налево, родители должны хвалить за значимые достижения: смог то, чего не делал раньше, проявил смелость, победил, приложил старания и умение. В 6 лет можно таким образом оценить стремление к знаниям, любознательность, аккуратность и прилежание.

Не надо поощрять, чтобы пожалеть ребенка. Он быстро это почувствует, и похвала станет обидной. Не хвалят за красоту, одежду, новые игрушки, за то, что досталось без труда. Допускается похвала авансом, впрок, чтобы вселить уверенность в себе: «Я знаю, ты сможешь!»

Родители – самый первый ориентир, поэтому и мальчику, и девочке нужно видеть такой пример для подражания, как целеустремленные мама и папа. Если они падают духом при малейших неприятностях, то такое отношение к неурядицам передастся и детям.

Под запретом и такие «стимуляторы наоборот», как выражения: «Не пробуй, все равно ничего не получится!», «Все равно проиграешь!» Даже переносить неудачи надо уметь — пусть дети поймут, что это временно и победа не за горами.

Советуйтесь с детьми, как с взрослыми, это поможет им стать увереннее. Не стоит ругать их за каждую оплошность, от ошибок никто не застрахован. Придирки порождают желание ничего не предпринимать, чтобы не оказаться виноватым. Правильная система ценностей, принятая под влиянием семейного воспитания, не раз поможет достичь успеха в самых разных ситуациях. Богатый внутренний мир сделает его обладателя исполненным достоинства, которое станет видно окружающим без слов.

Если вам понравилась моя статья, порекомендуйте ее своим друзьям из социальных сетей, предложите вместе обсудить проблему. Подпишитесь на обновления моего блога, и мы найдем еще немало интересных тем для обсуждения. Уверенности и здоровья вам и вашим близким!

Заниженная самооценка у ребенка делает его очень уязвимым и часто приводит к тому, что он попадает в затруднительные или неприятные ситуации. Родители же, в свою очередь, не всегда осознают, что именно их стиль поведения и манера общения с сыном или дочерью являются одними из первых причин появления у их ребенка робости, застенчивости и неумения отстаивать свое мнение.

Перед родителями часто стоит непростой вопрос: “Как добиться послушания?” И не каждый готов следовать советам о разумных границах и предоставлении ребенку свободы действий. Мы так боимся вырастить непослушных детей, что растим неуверенных в себе и зажатых личностей. Такой ребенок не сможет раскрыть весь свой природный потенциал и не будет стремиться к успеху, так как у него не будет веры в свои силы и возможности.

Что делать, если вы заметили, что вашего ребенка обижают, потому что он боится высказать свою точку зрения, зависим от чужого мнения и не умеет отказывать? Начать с себя и своего отношения к ребенку, считает Ольга Уткина.

Как повысить самооценку у неуверенных в себе детей?

С тех пор как я осознала свои ошибки и стала налаживать отношения со старшей дочерью, меня мучил один вопрос: а что если все, что я сейчас делаю, – уже бесполезно? Что, если все мои окрики, критика и невнимание первых лет ее жизни уже сделали свое черное дело, и она так и останется неуверенным ребенком?

Ни одна книга по детской психологии меня в этом вопросе не поддерживала: везде говорилось, что первые годы являются самыми важными для вырабатывания и укрепления уверенности в себе и доверительных отношений с родителями и миром.

Выходит, если я опомнилась слишком поздно, то ничего уже исправить нельзя, какой бы вовлеченной, сочувствующей и мягкой я ни стала?

Именно в момент этих яростных моих самокопаний у Киры в школе начались проблемы: она все чаще приходила домой грустная. Выяснилось, что она крепко подружилась с одноклассницей, которая вдруг стала ее гнобить. Это не было школьной травлей, скорее, классические унизительные близкие отношения. Вот девочки играют в настольную игру, Кира проигрывает. Бывает.

Но вдруг подружка говорит: «Кира, ты так плохо играешь, а я болею только за тех, кто выигрывает». Встает и отодвигается от нее. На следующий день они играют в куклы, у Киры хорошее настроение, она начинает петь. Подружка тут же изрекает: «Замолчи! Я не могу это слушать, ты ужасно поешь!» Эта подруга вполне симпатичная и умная, вежливая девочка из хорошей семьи, могла в один день играть с Кирой на каждой перемене, а на другой день демонстративно ее игнорировать.

Почти каждый день моя дочь жаловалась и страдала, а также постоянно рассказывала, какой неуклюжей и тупой она чувствует себя рядом с этой подружкой и как ей хочется добиться от нее похвалы.

Меня же разрывало на части: я чувствовала себя страшно виноватой, ведь в подобные отношения может попасть лишь человек с крайне низкой самооценкой.

А от чего зависит детская самооценка? Понятное дело: в первую очередь от отношений дома. Орала на ребенка, критиковала, не принимала в расчет ее мнение и чувства – вот, получи.

Я решила попробовать повысить самооценку дочери экспресс-методом. И стала ее постоянно и много хвалить. Словно пытаясь восполнить все упущенное на критику время, я стала просто-таки петь соловьем: умница, красавица, как прекрасно ты делаешь и то и се, да ты гораздо лучше всех этих злобных подружек! Однако никакого эффекта это не дало.

Кира продолжала ощущать себя глупой и никчемной и все так же страдала от критики и пыталась выслужиться, добиваясь похвалы. Я давно перестала повышать голос, стала проводить с ней почти все свободное время, справилась с ее ревностью к младшей сестре (и они стали одной прекрасной командой), обстановка дома была спокойная - без ссор, криков и скандалов. Но Кира продолжала быть неуверенным ребенком, зависимым от чужого мнения.

На нужный лад меня настроила книга о школе Саммерхилл - это британская частная школа, исповедующая принципы демократического образования.

Ее основатель Александр Нилл довольно подробно описал свой преподавательский путь и рассказал, как именно он общался со своими учениками. В Саммерхилл, как правило, отправляли учиться «трудных» детей – тех, с кем не могли справиться родители и обычные школы. Причем воспитанники Саммерхилла были детьми из зажиточных и образованных семей – обучение там стоило больших денег.

Я читала и понимала: все можно исправить, нужно просто пересмотреть свое поведение и принципы общения с дочерью. Нилл описывал тяжелейшие случаи: к нему отправляли детей-поджигателей и драчунов, одни были склонны мучить котят, другие месяцами не хотели мыться, третьи были патологические вруны, четвертые – воры, из кого-то постоянными розгами напрочь выбили желание учиться.

За всю историю существования школы Нилл помнит лишь два или три случая, когда ему не удалось помочь. Все остальные дети у него непременно становились спокойными, счастливыми и уверенными (конечно, если их родители впоследствии также были готовы пересмотреть свои методы воспитания).

По сути, все, что делал Александр Нилл в Саммерхилле, описано у Юлии Гиппенрейтер, Людмилы Петрановской и еще в десятках классических книг по детской психологии: полное принятие, стопроцентное доверие, мягкая, но четкая постановка границ, контроль раздражения и обидной критики, заслуженная похвала, свобода выбора, позитивное мышление. Всего этого мне катастрофически не хватало, и я решила начать понемногу вырабатывать в себе эти линии поведения.

1. Я стала учить дочь замечать хорошее

Моя дочь не умела радоваться. Когда ей покупали мороженое, она тут же говорила: «А почему одно?» Если дарили игрушку: «А почему эту, а не другую?» Раньше я только ворчала: «Вечно тебе все не нравится!»

Потом я попробовала перед сном играть с ней в игру: каждая из нас по очереди называла пять плохих и пять хороших вещей, случившихся за день. Это было полезно вдвойне. В разделе «о плохом» она училась анализировать свои чувства и эмоции, а в момент «хорошего» она вдруг с удивлением понимала, что день был не так уж плох.

Я же, говоря о «хорошем», рассказывала ей, как мне было приятно, что она мне помогла сделать уборку, сама и очень качественно почистила зубы, была мила с младшей сестрой. Это не было навязчивой льстивой похвалой, а очень органично вливалось в игру. Кира замечала свои положительные стороны.

2. Я дала дочери свободу выбора

Раньше мне была важно высказать свое мнение по любому поводу: например, я страшно переживала из-за того, во что Кира одета. Я критиковала ее выбор одежды, тыкала носом в то, что вещи «не сочетаются». Я была из тех, кто, надев на ребенка новую обувь, начинал нудить: «Не скреби туфлями об асфальт – обдерешь мысы», «Не лезь в лужу – намочишь новое», «Не ходи по траве – от нее останутся пятна». Боже! Это был мрак. Это сейчас я понимаю, что нарядной одеждой пыталась компенсировать недостаток внимания: мол, смотрите, я хорошая мать, я покупаю своему ребенку красивые вещи.

Сейчас Кира выбирает совершенно нелепые порой сочетания, и я молчу. Это ее выбор – так она чувствует себя комфортно и уверенно. Она валяется на траве, в земле и в песке, ковыряется в лужах и в грязи, лазает по деревьям. Понятное дело, свобода выбора касается не только одежды.

Я стала советоваться с ней, пойдем ли мы в парк или на площадку; она может выбрать отдельное блюдо себе на ужин, если ей не нравится то, что я готовлю на всю семью; мы стали давать ей карманные деньги, чтобы она научилась сама решать, на что и сколько она их потратит. Свобода выбора не означает вседозволенности. Все главные решения по-прежнему принимают родители, но почему бы не дать ребенку право голоса в мелочах, касающихся его детского быта?

3. Я перестала использовать глагол «виновата»

Понятие «вина» я заменила на слово «ответственность». И если «вина» предполагает наказание и угрызения совести, то ответственность предполагает умение разрешить возникшую проблему, попросить помощи или принять неудачу, сделав выводы.

Порой непросто не орать обидные слова, если ребенок разлил на пол стакан липкого сладкого сока, а просто предложить тряпку и помощь. А если ребенок полез на забор и упал, то ни к чему добивать его фразами типа «За что боролись, на то и напоролись» или “Я же тебе говорила – сама виновата теперь”. Человеку уже плохо, он уже осознал последствия своего поведения. Теперь ему нужна лишь поддержка.

4. Я не требую от дочери больше, чем она может сделать

Однажды, когда младшая дочь только научилась сидеть, я оставила ее на стуле рядом с Кирой и решила на минуту выйти из комнаты. «Последи за сестрой», – сказала я Кире, которая в этот момент увлеченно смотрела мультфильм. Через секунду младшая со стула упала-таки. Я прибежала на крик и начала отчитывать Киру: «Как ты могла, почему ты не уследила за сестрой, я же просила!» Теперь я понимаю, что я просто переложила на нее свою ответственность.

Шестилетний ребенок, безусловно, может последить за малышом, но это не входит в набор его непременных умений и обязанностей. Если она это делает, то это бонус, подарок, но никак не данность. То есть я требовала от нее того, к чему она еще не была готова, вызывая таким образом в ней чувство вины и неполноценности. Сейчас я четко соизмеряю ее возможности со своими желаниями и стараюсь не требовать большего.

5. Я научилась отпускать ситуацию и смиряться с последствиями

Кира очень любит готовить. В школе у них оборудована большая кухня, детям с первого класса разрешают резать салаты настоящими ножами, они все вместе готовят пиццу, крутят роллы и варят супы. Дома же готовка всегда превращалась в неприятность: Кира хотела насыпать муку, взбивать яйца, отмерять сахар, а я же думала только о горе посуды и часе уборки. И начинала нудить и критиковать: “Ну как ты сыплешь, все же мимо, дай я, отойди”. Веселья не получалось.

Теперь я думаю так: твоему ребенку искренне нравится печь эти пироги, да, после этого куча уборки, но ведь это происходит не каждый день! Можно сидеть на чистой кухне и пялиться в гаджеты или можно как следует повеселиться, измазавшись в муке.

Час бардака, во время которого ребенок может заняться тем, что у него действительно хорошо получается. Неужели это не стоит небольших усилий? Я вдруг поняла, что проблема не в том, что моя дочь ничем, как мне казалось, кроме айпада не интересуется. А в том, что то, чем она интересуется, слишком неудобно для меня.

Поэтому все, что ей остается, это смотреть айпад. Готовка? Ой, нет, слишком много уборки. Химические опыты? Ой, у нас нет уксуса и соды, а в магазин идти лень. Ну что же – будем смотреть айпад. Маме удобно, инициатива и азарт ребенка на нуле.

6. Я научила дочь говорить «нет» и отстаивать свои границы

Как-то мы гуляли в парке большой детской компанией, и Кирин друг позвал ее после прогулки в гости. Мы уже собирались уходить, друг ждал у машины, но тут у Киры разболелся живот. Ее буквально скрутило, но она сказала со слезами: «Я не могу не поехать, он же обидится, я же пообещала!»

Вот он, этот распространенный механизм в действии: «Если я откажусь – неважно, что в данный момент мне плохо, – я стану для своего друга/мужа/мамы плохой и меня больше не будут любить. Поэтому я поползу, но сделаю то, чего от меня ждут».

С того момента я мягко и ненавязчиво стала объяснять Кире, что, да, обещания, договоренности и помощь близким – это очень важно. Но если ты хочешь сегодня вечером посидеть одна дома, а друзья настойчиво зовут тебя гулять, ты выходить не обязана. И если у тебя есть свои планы, ты не должна их менять (если, конечно, это не вопрос жизни и смерти). Сначала подумай – хочу ли я, удобно ли мне? И лишь затем принимай решение.

Каждый раз, как только возникала ситуация выбора, я говорила: «Подумай сама и оцени, хочется ли и есть ли у тебя силы делать то, о чем тебя просят». Если не хочется – это нормально, ты можешь отказаться. Сама я научилась проделывать это лишь к 30 годам, потратив кучу времени на ненужные разговоры, неинтересные компании, негативные эмоции и обиды, совершая какие-то лишние действия лишь из боязни «не угодить». И это, конечно, печальный опыт, которого стоило бы избежать.

7. Я начала вырабатывать уверенность в самой себе

Как только я начала анализировать поведение дочери, стало ясно, что она моя копия. Ведь это я не умею радоваться, это я чувствую себя хуже других, это я не умею говорить «нет», не берегу свои границы, критикую сама себя и постоянно добиваюсь чьей-то похвалы. Как я могу сделать свою дочь счастливым уверенным человеком, если сама такой не являюсь? Невозможно описать тут весь долгий путь моих размышлений и самоанализа.

Мне помог такой метод: я стала нарочно пересиливать себя в ситуациях, когда мне хотелось действовать не в своих интересах. Я начала тренировать мышцу «своего интереса», и с каждым днем такое поведение становится для меня все более естественным.

Да, я все еще время от времени проваливаюсь в неуверенность, но я все чаще нравлюсь себе в зеркале, я перестала вслух и даже мысленно критиковать себя и терпеть подобную критику от других, я научилась отказывать без вины и оправданий. Можно сказать, что мы с Кирой вместе проходим этот путь – и уже изрядно продвинулись.

Месяц назад я заметила, что Кира больше не рассказывает мне ничего про ту подружку, которая ее так часто обижала. Я решила спросить сама, и она ответила так: «Знаешь, в дружбе с ней мне все время было плохо. И мне перестало это нравиться».

Они все еще общаются, но уже не как угнетатель и жертва, а как обычные одноклассницы – эти отношения перестали быть для Киры важными, ей перестало хотеться добиваться расположения и похвалы. Она постепенно учится получать все это изнутри, я же буду пытаться ей в этом помочь.

Вам не нравится, как ведет себя ребенок, или боитесь увидеть неуверенность и несостоятельность малыша в будущем? Тогда стоит знать, какая самооценка у вашего чада и как ее повысить.

Полноценную личность, которая умеет принимать решения, учитывает мнения других людей, нормально относится к неудачам и старается перешагнуть преграды, стоит воспитывать с раннего возраста.

Именно от уверенности в себе и своих силах зависит то, как человек будет идти по жизни. Как же сформировать нормальную самооценку?

Уровни уверенности в себе

Если у ребенка завышена самооценка, ее можно распознать:

  • в уверенности в собственной правоте;
  • в желании управлять остальными детьми, указывая на слабость каждого, но при этом не замечая собственных недостатков;
  • в попытках обратить на себя внимание;
  • в агрессии.

Дети с высоким самомнением унижают других, относятся свысока, нетерпеливы при общении, могут перебивать собеседника. Часто используемые слова – «Я лучший».

При заниженной самооценке ребенку свойственны такие особенности поведения и черты характера:

  • тревожность;
  • неуверенность в себе;
  • страх быть обманутым, обиженным, недооцененным;
  • недоверчивость;
  • стремление к уединению;
  • обидчивость;
  • нерешительность;
  • настрой на неудачи;
  • боязнь не справиться с задачей;
  • недооценка своих успехов.

Фразы, которые характеризуют заниженную оценку – «Я плохой», «Я не смогу».

Если у ребенка адекватная самооценка, то это будет выражено:

  • верой в собственные силы;
  • способностью просить помощи;
  • принятием решений;
  • умением признать свою ошибку и стремлением ее исправить.

Дети с нормальной самооценкой умеют принимать окружающих такими, какие они есть.

Важность грамотной похвалы

Для формирования полноценной личности стоит заинтересовано подойти к воспитанию, одобряя, поощряя и используя похвалу.

Но следует знать, что не во всех случаях можно хвалить. Это такие ситуации:

  • если ребенок чего-то добился не самостоятельно (не утруждая себя физически или умственно);
  • не допускается хвалить за внешнюю привлекательность, способности;
  • не стоят похвалы игрушки и предметы гардероба;
  • недопустима похвала, если она вызвана жалостью;
  • не хвалите, если таким способом желаете вызвать положительное отношение к себе.

За что же можно хвалить? Поощряйте желание ребенка выражать свое «Я» и развиваться. Повысить самооценку можно:

  • если хвалить за любые мелочи: оценки, победы, а малышей 5-6 лет даже за первые художественные творения;
  • авансовой похвалой, которая позволит вызвать веру в собственные силы, используя фразы: «У тебя все выйдет!», «Я верю, что у тебя получится» и т. п.;

Правила наказания

Чтобы сформировалась полноценная личность с адекватной самооценкой, не обойтись без наказаний, которые должны быть справедливыми.

Обязательно следует проинформировать малыша о том, за что он будет наказан и каким образом.

Наказывать необходимо с учетом определенных правил:

  1. Соблюдайте сроки , на которые будет назначено наказание (запрет кататься на велосипеде на 2 дня, смотреть мультики неделю и т. д.).
  2. Не переходите на личность , то есть избегайте оскорбительных фраз, не акцентируйте внимание на личности.
  3. Не упоминайте старых огрехов , наказание – сейчас и именно за этот проступок, не ворошите прошлое. Запомните: наказали, значит простили!
  4. Должна быть последовательность .
  5. Наказывая, вы не должны навредить здоровью .
  6. При появлении сомнения (наказать ли) не нужно наказывать в профилактических целях.
  7. За один проступок – одно наказание , которое может быть более или менее строгим (в зависимости от вины).
  8. Нельзя лишать родительского внимания , даже если вы сердитесь.
  9. Не забирайте вещь , что подарена.
  10. Простите ребенка, если он сделал что-то хорошее (ухаживал за больным и т. п.).

Физический вид наказания допускается исключительно в том случае, когда есть угроза здоровью или жизни (как своему, так и другого человека):

  • игры с огнем;
  • драка со слабым;
  • еще одна ситуация – когда ребенок целенаправленно проверяет границы терпения родителя или изводит детей, которые не могут защитить себя.

Необходимо и при физическом виде наказания придерживаться правил:

  1. Никогда не запугивайте предстоящей карой , говоря «Я сейчас достану ремень» и т. п. Лучше уж сгоряча шлепать по попе, чем заранее планировать, изводя малыша терзаниями и переживаниями, что вот-вот его ударят.
  2. Никакого пристрастия ! Не кричите, следите за тем, как вы выражаете эмоции. Физическое воздействие должно быть редким методом воспитания.
  3. Не подойдет такой способ влияния на малыша , которому больше 3 лет. Для детей 7-8 лет это просто унизительно, поэтому придется подобрать более действенные варианты наказания.

Хороший метод – наказание бездействием:

поставьте сына или дочь в угол, но обозначьте время, которое ему нужно там простоять. Очень хорошо, если в этой комнате будут часы. По истечению указанного времени ребенок может покинуть угол и извиниться.

Только не перестарайтесь! Не стоит оставлять малыша в темной закрытой комнате. Такое наказание принесет вред, вызвав фобии.

Ни в коем случае не определяйте такое наказание, как чтение, уроки, спортивные упражнения!

Не допускается наказывать в следующих случаях:

  • при плохом самочувствии малыша;
  • во время еды, перед тем, как уложить спать, после сна, в игровом процессе, при выполнении поручений;
  • если недавно была нанесена душевная или физическая травма;
  • если ребенок не справляется со страхом, проступок совершен из-за невнимательности, подвижности, раздражительности, но прилагались старания;
  • если причина того, почему ребенок поступил именно так, не ясна;
  • если вы чувствуете усталость, злитесь из-за своих проблем;
  • нельзя ругать за плохие отметки в дневнике, если ребенок проявлял старания.

Как повысить самооценку ребенку

  1. Не отстраняйте малыша от домашних дел, не решайте за него любую проблему, но и следите за нагрузкой. Задача, поручение или просьба должна быть под силу ребенку.
  2. Не стоит перехваливать, но и без поощрения не обойтись, если есть заслуга.
  3. Выбирайте адекватный вид наказания и похвалы.
  4. Следует поощрять инициативу.
  5. Учите адекватно реагировать на неудачи, показывая на собственном примере (Не говорите «У меня получилась отвратительная каша! Не буду больше никогда ее варить!». Лучше выразиться так: «Каша не удалась. Но ничего страшного. В следующий раз постараемся ее не переварить»).
  6. Нельзя сравнивать малыша с другим ребенком. Сравнение допускается только с самим собой.
  7. Ругать необходимо за проступок, а не за характер.
  8. Давая отрицательную оценку, вы становитесь врагом творчества.
  9. Стоит разбирать неудачи, делая вывод (расскажите пример подобного поведения, чем все закончилось).
  10. Принимайте сына/дочь такими, как они есть.
  11. Верьте в успехи вашего подростка.
  12. Дайте выразить собственное мнение малышу.
  13. Проводите доверительные беседы вместо ругани.
  14. Давайте установки: «Мы счастливы, что ты у нас есть», «Мы любим тебя», «Мы верим в тебя».
  15. Подберите литературные произведения, которые научат выйти из трудной ситуации, помогут не падать духом.

Чтобы повысить самооценку ребенку, используйте такой прием:

Попросите у него совета и выполните так, как он вам порекомендует. Это даст положительные результаты в формировании адекватного отношения к себе.
Позвольте себе «умалиться», выразите потребность в помощи и защите.
Даже в 5 лет использование такого приема может дать отличный результат.


А вот для того, чтобы привести в норму завышенную самооценку, учите:

  • учитывать желания и мнения окружающих;
  • воспринимать критические замечания;
  • проявлять уважение к чувствам других.

Стоит помочь ребенку, если задача для него сложная. Но не стоит запрещать и пресекать проявление инициативы (помыть посуду, протереть пыль), иначе в будущем вы получите лентяя, который самостоятельно ничего не сможет сделать.

Позвольте ребенку выполнить то, что он может. В 10 лет некоторые дети уже встречаются с представителями противоположного пола, достигают олимпийских успехов, а вы переживаете, правильно ли чадо отрежет кусочек хлеба.

Игры и тесты

С помощью игровых ситуаций можно определить уровень самооценки, а также оказать влияние на формирование адекватного отношения к себе.

  • Проведите тест «Лесенка» (можно и в 3 года). Нарисуйте ступеньки, объясните, что на нижних стоят самые плохие, злые, нетерпеливые и т. д.. детки, а на верхней – умные, послушные и заботливые малыши. Спросите, куда стал бы он. Позвольте нарисовать себя на выбранной ступеньке. При выборе 1-3 ступеньки станет ясно, что у вашего чада занижена самооценка, 4-7 – адекватная, 7-10 – завышена.
  • Игра «Имя» . Предложите подобрать себе имя (то, которое нравится). Выясните, почему ребенок не выбрал свое, чем он недоволен. Такая ситуация разъяснит, какая самооценка у малыша.
  • «Жмурки» . Эта игра позволяет побыть на лидерской роли. Ребенок добивается успеха, а это вызовет положительные изменения самооценке.
  • «Зеркало» . Дети отражают мимику, жесты и движения (зеркальное отражение). «Зеркало» (ребенок) должно отгадать, что показывают именно его. Такая игра научит ребенка открытости, раскованности.
  • Соревновательные игры , в которых можно научиться проигрывать и правильно реагировать на неудачи.
  • «Связующие нити» . Ребята сидят в кругу и передают клубок, сопровождая действие рассказами о том человеке, который держит его в руках.
  • «Настроение» . Сидя в кругу, ребята предлагают варианты поднять настроение: совершить добрый поступок, поухаживать за питомцем, почитать любимую книжку. Эта игра может уменьшить тревожность, а также научит принимать решения.
  • «Проигрываем ситуацию» . Детям необходимо играть самого себя. Остальные роли распределяются между сверстниками или родителями. Пример ситуации:
  1. Ты выиграл в спортивном состязании, а друг оказался на последнем месте. Как ты поможешь ему успокоиться?
  2. У тебя есть три банана. Как ты поделишь их на двоих?
  3. Друзья начали играть в игру, а ты опоздал. Что ты скажешь, чтобы играть вместе с ними?

Самооценка ребенка зависит от воспитания. От того, насколько вы постараетесь, как научите малыша выходить из ситуаций, реагировать и поступать, и будет зависеть вся дальнейшая его жизнь.

Видео: Как поднять самооценку ребенка

На успешность человеческой жизни, помимо объективных обстоятельств, влияет также уровень самооценки, которая начинает формироваться в дошкольном периоде под влиянием окружения ребенка, в первую очередь — родителей. Самооценка — это оценка личностью своих возможностей, качеств и места среди других людей.

Здоровая атмосфера в семье, стремление понять и поддержать ребенка, искреннее участие и сопереживание, чувство психологической защищенности — вот составляющие для формирования позитивной адекватной самооценки у ребенка.

Ребенок с завышенной самооценкой может считать, что он во всем прав. Он стремится к управлению другими детьми, видя их слабости, но не видя при этом своих собственных, часто перебивает, относится к другим свысока, всеми силами старается обратить на себя внимание. От ребенка с завышенной самооценкой можно услышать: "Я самый лучший". При завышенной самооценке дети часто агрессивны, принижают достижения других детей.

Если самооценка ребенка занижена , скорее всего, он тревожен, неуверен в собственных силах. Такой ребенок все время думает, что его обманут, обидят, недооценят, всегда ожидает худшего, выстраивает вокруг себя оборонительную стену недоверия. Он стремится к уединению, обидчив, нерешителен. Такие дети плохо адаптируются к новым условиям. При выполнении любого дела настроены на неудачу, находя непреодолимые препятствия. Дети с заниженной самооценкой зачастую отказываются от новых видов деятельности из-за страха не справиться, переоценивают достижения других детей и не придают значения собственным успехам.

Заниженная, негативная самооценка у ребенка крайне неблагоприятна для полноценного развития личности. У таких детей есть опасность формирования установки "Я плохой", "Я ничего не могу", "Я неудачник".

При адекватной самооценке ребенок создает вокруг себя атмосферу честности, ответственности, сострадания и любви. Он чувствует, что его ценят и уважают. Он верит в себя, хотя способен попросить о помощи, способен принимать решения, может признавать наличие ошибок в своей работе. Он ценит себя, а потому готов ценить и окружающих. У такого ребенка нет барьеров, мешающих ему испытывать разнообразные чувства к себе и окружающим. Он принимает себя и других такими, какие они есть.

04.07.2016 21:39:20, леха

Очень полезная статья. Буду возвращаться и перечитывать, начну себа воспитывать прежде всего

02.08.2015 06:04:32, Аминат

Всего 3 сообщения .

Насколько опасна низкая самооценка?. Детско -родительские отношения. Детская психология. Как повысить самооценку ребенка? Советы психолога. Завышенная самооценка у ребенка. Отношения с детьми. Детская психология.

Вы сможете повысить самооценку мужа, только утопив свою, Вам это точно надо? Мужчина оказался слаб, если он бросит работу - станет еще хуже, так что не позволяйте ему этого.. Что делать с конкретным мужем не скажу, у него сейчас наслоился кризис среднего возраста на...

Раздел: Ревность (как повысить самооценку перед мужем). очень-очень нужна помощь и трезвые мысли. У меня очень низкая самооценка, и я думаю, что именно это причина моей безумной ревности. мой совет - идите к психологу.. Там Вам точно помогут!!

Как повысить самооценку? Тест, медитация и упражнение для повышения самооценки у женщин, мужчин и детей. Как повысить самооценку. Сто раз эта тема мусолилась. Но данные свои хочу вести: Младший ребенок, родили в 35 лет, в полной семье, все девочки.

самооценка. Серьезный вопрос. О своем, о девичьем. Обсуждение вопросов о жизни женщины в семье, на работе, отношения с мужчинами. Раздел: Серьезный вопрос (а кто-нибудь смог себе реально повысить самооценку). самооценка.

Ребенок от 3 до 7. Воспитание, питание, режим дня, посещение детского сада и взаимоотношения с воспитателями, болезни и физическое Подскажите, как можно повысить самооценку у девочки 6 лет? Как повысить самооценку ребенка? Советы психолога.

завышенная самооценка. Вот надо ли "лечить" ребенка от завышенной самооценки. Мой деть категорически не признает своих ошибок, даже когда тычешь в них пальцем. Вчера принес рисунок - нечто страхолюдское серое на голубом фоне.

Как повысить самооценку ребенка? Советы психолога. Как повысить самооценку ребенка? Подобным вопросом интерисуются совершенно разные родители, у которых часто есть дети совсем не схожие с ними по внутренним психическим свойствам.

С детскими психологами в нашем городе совсем туго, а так может чего полезного вычитаю и смогу применить на практике! Попробуйте Леви. А " советов давать" можно? Мне кажется самооценку такого ребенка нужно повышать не общими похвалами, как это делают с...

Как повысить самооценку ребенка? Советы психолога. Dove: проект по повышению самооценки. Многие женщины до конца не Тест, медитация и упражнение для повышения самооценки у женщин, мужчин и детей. Низкая самооценка. Мне упорно кажется, что детей...

Завышенная самооценка у ребенка. Отношения с детьми. Детская психология. Завышенная самооценка у ребенка. Ситуация - пять лет девочке, любимый ребенок, бОльшую часть времени проводит в семье (родители, няня, бабушка, дедушка часто приходят), каждый день часа по 3-4...

Как повысить самооценку ребенка с помощью игры с родителями. Как повысить самооценку ребенка? Подобным вопросом интерисуются совершенно разные родители, у которых часто есть дети совсем не схожие с ними по внутренним психическим свойствам.

Нужна консультация психолога. Детская психология. Как повысить самооценку ребенка с помощью игры с родителями. Я сама работаю воспитателем, и бывают случаи, когда можно говорить ребенку 10 раз - а от него слова отлетают, как об стенку горох, и он продолжает...

Поднять самооценку. Нужна консультация психолога. Детская психология. Раздел: Нужна консультация психолога (Как? Дочери 4 года, но уровень ее низок, на мой взгляд). Поднять самооценку.

самооценка. Нужна консультация психолога. самооценка. Нашла в Инете тест как определить степень самооценки ребенка: рисуется 10-ступенчатая лестница, ребенку объясняю, что на самой нижней стоят плохие дети, чуть выше - уже получше, и т.д., т.е. на самой верхней...

Нужна консультация психолога. Детская психология. Психолог подростку Подростковый психолог – это Как повысить самооценку ребенка? Cоветы психолога. Мария Радионова, кандидат психологических наук, доцент факультета психологического консультирования...

Ребенок, который уверен в себе, многого достигает в жизни. Очень важно привить ребенку некоторые качества, которые помогут ему выжить в этом сложном мире, где конкуренция на рынке специалистов очень высока. Важно не заставить ребенка выучить то или иное правило, нужно его объяснить, чтобы малыш понял суть. Важно не зубрить то, что задают в школе, а учиться самостоятельно искать информацию, отвечать на возникшие вопросы, нужно научить ребенка самообразованию. Но главнее всего привить малышу чувство уважения к себе, веру в свои силы, понятие, что малыш может сделать что-то лучше всех.

Существует два вида воспитания и родители, как правило, редко ищут золотую середину. Если вы будете постоянно ребенка одергивать, говорить, что у него ничего не получится, выполнять за него всю работу, то малыш рано или поздно поверит в ваши слова. Он поймет, что у него действительно ничего не получится, особенно если это не удалось с первого раза. А если мама терпеливо предлагает ребенку повторить попытку в чем-то важном, ребенок вырастет, и во взрослой жизни его не будут пугать неудачи, он будет стремиться к цели снова и снова. В этой статье поговорим о самооценке — каким образом она закладывается, как вовремя распознать низкую самооценку ребенка и что с этим делать.

Почему у ребенка низкая самооценка

Самооценка очень важна в жизни человека, и не только на его профессиональном поприще. Ребенок, который долюблен своими родителями, будет адекватно оценивать свою внешность, ценить свое здоровье, достоинство и честь. Такая девочка в будущем никогда не позволит себя ударить в семье, мальчик не допустит унижения. Взращивая в ребенке высокую самооценку, вы помогаете выбирать в жизни только лучшее, начиная от профессии, заканчивая статусом жизни. Вы учите малыша не довольствоваться малым, достигать большего. Но в некоторых случаях мы сами, собственными руками и словами снижаем самооценку ребенка ниже плинтуса. Вот несколько типичных ошибок родителей, которые делают малыша неуверенным в себе и своих силах.

  1. «Ты не сможешь!». Совсем неправильно, если мама пытается всегда все сделать за ребенка. Если она открывает ему сок, боясь, что малыш прольется, делает за него домашнее задание, опасаясь за правильность его выполнения, подавляет все стремления самостоятельности. Нужно понять, что ребенок растет, и мама не всегда сможет быть рядом. Придет момент, когда малышу придется двигаться вперед самому. И для этого он должен иметь опыт – открывания сока, выполнения домашних заданий, выбора профессии и т.д.
  2. «А Петя лучше!». Никогда не сравнивайте ребенка с другими детьми – соседом, одноклассником или старшим братом. Все дети индивидуальные, кто-то преуспевает в физическом развитии, кто-то успешен в учебе, ну а кто-то просто хорошо рисует. Когда вы говорите – «А вот Маша за контрольную по математике пятерку получила, а ты, как обычно, тройку принес», вы унижаете ребенка. Да, тройка за контрольную работу неприятна, но ведь это не конец света. Может быть, ваш сын или дочь станет великим художником, зачем вообще эта математика нужна? Ваша задача не достичь высоких отметок, а помочь малышу выбрать направление в жизни, подтолкнуть его при необходимости, дать ему возможность выбора. И в этом родительском предназначении нет никакого сравнения с другими детьми.
  3. «Ты ужасный ребенок!». Еще одна частая и распространенная ошибка – это порицание не поступка, а личности. Вы знаете, как израильские мамы относятся к своим детям? Они говорят своим чадам, что они самые умные, красивые и успешные. Они не говорят ребенку «Ты плохой», они говорят «Как ты, такой хороший, мог совершить такой плохой поступок?». Может быть, поэтому среди евреев очень много успешных врачей, адвокатов, предпринимателей?
  4. «Сиди и не высовывайся – будь как все!». Самооценка у ребенка может падать, если малышу рекомендуют модель поведения, которая была передана нам от родителей, бабушек и дедушек. Можно сказать, что это пережиток советских времен, когда все были едины, и выделяться из толпы было ошибкой. Сегодня время сильных, инициативных и амбициозных. Не пресекайте на корню желания и стремления вашего ребенка. Если мальчику нравится танцевать бальные танцы, не противьтесь его природе, возможно, он станет чемпионом в этом виде спорта? Верьте в своего ребенка, поощряйте его активность в общественной и личной жизни.
  5. Равнодушие. Как часто малыш что-то пытается сделать сам, а мама в суете рабочих будней не замечает нарисованного портрета или говорит мимолетное «Молодец». Вы должны ценить старания ребенка, проявлять к его таланту интерес, поддерживать малыша. Ведь вы – его главный зритель и слушатель. Если мама остается равнодушной, стремления ребенка быстро угасают.
  6. Придирки к внешности. Бывает так, что самооценка у ребенка может рухнуть в один момент, если вы пройдетесь по внешности ребенка. Ведь родители – главные люди в жизни ребенка, их слова воспринимаются беспрекословной правдой. Не говорите дочке – «Ты потолстела, тебе надо меньше есть», а скажите «Я купила два абонемента в спортзал, давай ходить вместе?». Замечания родителей по поводу внешности нередко перерастают в серьезные комплексы, которые переходят во взрослую жизнь.
  7. Излишняя строгость. Если ребенка наказывают по любому поводу из-за малейшей ошибки и оплошности, чадо лишний раз просто побоится сделать лишний шаг, чтобы не допустить очередную ошибку. Из таких детей вырастают неуверенные в себе взрослые.

Некоторые родители, не реализовав себя в прошлом, пытаются «отыграться» на детях. Мама, так и не став уверенной бизнесвумен, старается вырастить такого человека из дочери, активно отдавая ее на уроки экономики и бизнес-планирования. Важно понимать, что ребенок – это не Вы, у него совсем другие таланты и предпочтения. И дочка получает гораздо больше удовольствия от танцев в балете. В конечном итоге, не позволив своему чаду заняться любимым делом, вы можете добиться плачевного результата. Девочка не сможет заниматься бизнесом, потому что не любит предпринимательство и ничего в нем не смыслит. И мечта танцевать на сцене Большого так и останется мечтой, потому что мама вовремя не придала значение желаниям девочки и не отдала ребенка учиться в этом направлении. В итоге – неустроенный человек с поломанными крыльями. Понятно, что родители не желают ребенку зла, однако старайтесь в своих амбициях все-таки прислушаться к желаниям маленького человека.

Вот несколько простых советов, которые помогут вам повысить самооценку у дочери или сына.

Хвалите ребенка! Но не за красивую фигуру или модный портфель, а за поступки. Получил хорошую оценку, перевел бабушку через дорогу, помог другу, заступился за сестренку – все это достойно вашего внимания.

  1. Делитесь мыслями. Чтобы малыш почувствовал себя значимым и взрослым, нужно советоваться с ним – о маршруте поездки, о подарках, которые вы повезете бабушке и т.д. Спросите у ребенка мнения в том или ином вопросе. И пусть ответ очевиден, дайте чаду самому принять решение. Ну и, конечно, следуйте этому решению, иначе значимость детского мнения будет потеряна.
  2. Просите о помощи. Перестаньте говорить себе, что малыш еще мал и ничего не умеет. Поверьте, ребенок в 7 лет спокойно может помыть посуду или пришить пуговицу, а в 12 – приготовить что-то простое на ужин. Просто доверьтесь и поймите, что ребенок растет, он уже многое умеет, дайте малышу продемонстрировать свои способности.
  3. Отдайте на спорт. Многие мамы мальчиков жалуются на то, что их сын не может постоять за себя. Не стоит растить из ребенка агрессора, но вот учить дать отпор все-таки стоит. Для этого отдайте ребенка на любой вид спорта, лучше в единоборства. У малыша повысится самооценка, он поймет, что может многое. Однако в этом случае нужно четко объяснить ребенку, что в обычной жизни не стоит демонстрировать свою силу и, тем более, бить первым.
  4. Переживайте неудачи вместе. Многие дети очень болезненно воспринимают проигрыши и неудачи. Важно объяснить ребенку, что без них невозможно побед. Что любое достижение складывается из множества попыток и расколов. Этим вы учите ребенка быть уверенным в своих силах, достигать цели, даже если предыдущие попытки были неудачными.
  5. Внушайте ребенку, что он умный и талантливый. Отправляя чадо в школу, говорите ему, что у него все получится, он получит за диктант пятерку и обязательно сдаст все нормативы по физкультуре. Дети на ментальном уровне улавливают установки, данные родителями. И если вы говорите «Ты такой же неудачник, как твой отец» и «у тебя ничего не получится», не удивляйтесь, что произойдет именно так, как вы сказали.
  6. Верьте в ребенка. Дети очень тонко чувствуют правду и ложь. Верьте в своего ребенка на соревнованиях, даже если вам кажется, что он слабее остальных. Скажите малышу, что сила – не главный его козырь, но у него есть ловкость и выносливость, это обязательно принесет победу. Искренне верьте в своего ребенка, и он сможет поверить в себя сам.
  7. Помогайте с умом. Не нужно подсказывать ребенку правильное решение задачи, как и оставлять его наедине со всеми заданиями. Важно найти золотую середину и придерживаться правила – помогать, только если ребенок просит. Дайте сыну возможность самостоятельно решить задачу по физике или какую-то проблему в жизни. Вмешивайтесь только в том случае, если вас об этом попросили.
  8. Поговорите о внешности. Во многих случаях самооценка ребенка страдает из-за недостатков во внешности. Нередко это перерастает в серьезный комплекс, который переходит во взрослую жизнь. Поговорите с ребенком по душам – что его беспокоит, возможно, его даже дразнят сверстники за какой-то недостаток. Помогите своему ребенку исправить ситуацию, если это возможно. Кривые зубы можно выровнять, поставив брекеты, торчащие ушки у девочки можно спрятать за длинными прическами, очки заменить контактными линзами, а лишний вес исправить правильным питанием и занятиями спортом. Если же малыша беспокоит то, что исправить нельзя, помогите его полюбить себя в любом виде. Убедите мальчика, что низкий рост – не проблема, все обаятельные голливудские актеры имеют рост ниже среднего. Скажите девочке-подростку, что маленькая грудь – это не самая большая трагедия в жизни, наоборот, фигура с маленькой грудью смотрится аккуратно и точено. К тому же, она не обвиснет к старости! Ищите положительные качества, убеждайте ребенка в том, что он действительно красив, даже с некоторыми своими особенностями.

Эти простые советы помогут вам вырастить уверенного в себе и своих силах ребенка.

Хвалите, но не переборщите!

В погоне за сильным и волевым характером ребенка можно по ошибке вырастить самовлюбленного нарцисса, который считает, что он лучше всех. Не переборщите и не допустите этого. Несмотря на то, что вы хвалите ребенка за его поступки, нужно ставить его на одну ступень с другими детьми. Если ребенок находится в коллективе, не стоит выделять его и разрешать то, что запрещено другим деткам. Можно делать ребенку комплименты, но похвала за внешность не должна быть слишком частой. Ребенок должен четко знать границы дозволенного – что допустимо, а за что могут и наказать.

Ребенок должен понимать, что он – не центр вселенной и даже не глава семьи. Он ребенок, а значит, должен прислушиваться к мнению взрослых. В идеале, малыш не должен воспитываться в семье один, иначе признаки эгоизма выкорчевать из сложившейся личности будет довольно сложно. Научите ребенка уважать других людей и их потребности. Объясните дочери или сыну, что к людям нужно относиться так, как бы он хотел, чтобы относились к нему.

Самооценка ребенка закладывается в семье. И от этого зависит будущая жизнь человека, в которой он будет сталкиваться с большим количеством людей и ситуаций. В наших силах подготовить чадо к внешнему миру, убедить его в своей значимости и ценности. Большинство успешных людей достигли высот только потому, что они не знали, что это невозможно. Любите своего ребенка, прислушивайтесь к нему, подарите ему крылья и дайте возможность быть самостоятельным. И тогда он засияет всеми гранями, как большой сверкающий бриллиант!

Видео: как повысить самооценку ребенка